О чем говорит детский рисунок

На что стоит обратить внимание?

Посмотрите на детский рисунок более внимательно – и вы узнаете своего ребенка намного лучше. О чем он думает и мечтает? Чего он боится? Как он видит мир вокруг себя?

До 3-4 лет малыши только осваивают карандаши и фломастеры. Самые первые рисунки, как правило – всем известные “головоноги” – кружочки с палочками (руками и ногами) и глазками. А вот рисунок ребенка 5-7 лет уже довольно полно отражает и его внутренний мир, и его восприятие окружающего пространства.

Обращайте внимание на рисунки ребенка в целом. Какие эмоции они передают? Какое общее впечатление складывается? Как вам кажется, какие чувства испытывал ребенок, пока рисовал – он радовался, грустил, злился, сожалел о чем-то?. Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии

Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии.

Манера рисования

Не меньше, чем цвет, скажет и композиция детского рисунка. Это зеркало детских мыслей. Здесь нам стоит посмотреть на нажим карандаша и целостность линий, размер и расположение рисунка на листе.

Нажим

Зная технику художественного рисования, взрослые могут возразить, что нажим карандаша – это специальный приём. Согласна, но только не в этом случае. В отношении с детьми, малообладающими техникой рисования, сила пользования карандашом – это показатель тонуса.

  • Так, когда художник рисует с неуверенным, слабеньким нажимом, едва заметными линиями, можно говорить о робости и пассивности. Иногда весь рисунок либо его большая часть состоит из лёгких штрихов, и это указывает на имеющуюся тревожность.
  • О неустойчивых эмоциях подскажут частые стирания. Когда же лёгкие эскизные штрихи затем выделяются жирно, то можно это расценивать, как попытку взять себя в руки, контролируя тревоги.
  • Небрежные рисунки, часто кинутые на полпути и не дорисованные до конца, принадлежат тем, кто слишком импульсивен. Бывает, что дети настолько жирно чертят контуры, что аж бумага рвётся. Это признаки напряжённости и конфликтности, агрессивности и возможной гиперактивности.

Размер

Имеет значение. Здесь будем ориентироваться на установленные в психологии нормы: размер самого крупного объекта на листе А4 должен быть не более 2/3. Что значит, если художник «не влезает» в общепринятое правило?

  • Когда человек или животное на листе значительно больше, чем надо, занимает всё пространство и даже не вмещается в каких-то частях, задумайтесь о детских тревогах и стрессах.
  • Если рисунок настолько малюсенький, что еле видно его, — это признак заниженной самооценки.
  • Эгоиста «сдаст» автопортрет на всё полотно, а «аватаром» одиночки станет маленькое изображение.

Расположение

Нередко дети рисуют, ориентируясь не на весь лист, а предпочитая центр бумаги либо один из краёв. Это тоже имеет своё психологическое объяснение.

  • По центру у ребёнка всегда «живут» самые важные в его жизни люди, а вот самый высокий – значит, самый влиятельный в семье.
  • Хорошо, если в середине рисунка нашли место мама и папа, можно о благополучии в семье не беспокоиться, а вот когда центральное место рисунка занимают неодушевлённые предметы, — значит, у ребёнка есть зацикленность на материальных благах, родители где-то переборщили с материальными поощрениями.
  • Пустота в центре – признак внутренней опустошённости и низкой самооценки.
  • Нашедшим себя по уголкам рисунка родителям психологи советуют больше уделять времени ребёнку, а если вас совсем нет – это повод для беспокойства, так как вычеркнув какого-то человека из своего рисунка, ребёнок таким образом пытается вычеркнуть его из всей своей жизни.
  • Про детей с завышенным чувством собственного достоинства скажут рисунки, стремящиеся к верхней части, но это также может быть признаком «витания в облаках».
  • Дети с неблагополучным эмоциональным состоянием, одинокие, рисуют обычно мелкие изображения внизу листа.

Отдельные детали композиций

Некоторые тонкости могут подсказать, что переживает ваш ребёнок, вырисовывая карандашом объекты на альбомном листе. Вот часто встречающиеся особенности детских рисунков:

когда дерево или дом «летают» без твёрдой поверхности, поздравляем! Ваш художник – настоящий фантазёр, без пяти минут Мюнхгаузен.

неуверенные в собственных силах усиленно чертят себе линию земли; соединенные вместе руки в цепочке «мама-папа-дети», иногда даже с лапами кошек и собак, говорят о близких и доверительных отношениях в семье; ручки-ножки, словно тоненькие веточки, – ребёнка беспокоит его физическая слабость; большущая голова – не признак большого ума, а предвестник ушедшего в себя художника; куча украшений, декоров и прочих нарядностей подскажет, что ребёнку очень важна оценка и внимание окружающих. Подробные рисунки, с деталями, чаще рисуют личности творческие, с живым воображением

Подробные рисунки, с деталями, чаще рисуют личности творческие, с живым воображением.

Цветотерапия для детей

О чем расскажет детский рисунок

Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний
мир его автора.

Один и
тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски,
формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое
изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и
чувства автора. 

Особенно
ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вы вод на основании
одного рисунка: «Раз нарисовал все черным фломастером, значит, у него
депрессия»

Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного
художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или
двух.

Прежде всего – обратите внимание на сюжет
рисунков

Наиболее
частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и
 деревья, трава и цветы.

Отсутствие людей на рисунках может указывать на
трудности в общении.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных
животных указывает на напряженное состояние ребенка.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие,
динозавров, скорпионов – не волнуйтесь, это нормально

Таким образом, он
готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не
растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 часто рисует принцесс, невест,
бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к
роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Цвет передает эмоции.

При
анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие
которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок
выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать

Или красным
нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные».

Синий – цвет уверенности и спокойствия. Школа синего
цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность,
конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный
настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительности.

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые
переживания, если его слишком много в рисунках.

Независимо
от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры
сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего
малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей
бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

 Размер деталей рисунка.

Важен
как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных
деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость,
тревогу юного художника

Расположение рисунка выше средней линии листа говорит
о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе.

То, что
для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо – маленьким.
Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто
оказывает на него наибольшее влияние

А незначимые детали может вообще
опустить. Обратите внимание, если пропущены руки – это указывает на трудности
во взаимодействии с окружающим миром, в частности в общении. Сильно увеличенный
размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над
чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей
указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их
словам.

 Главное.

Помните,
что главное при анализе рисунка – это общее впечатление от рисунка. Какие
эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или тоска, страх, одиночество
– что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать Вам своим
рисунком?

Уважаемые родители, попробуйте порисовать вместе со своими детьми, и Вы увидите и почувствуйте какой интересный и богатый внутренний мир Вашего ребенка!

А темы рисунка могут быть совершенно разными – например “Мои эмоции”, “Несуществующее животное”, “Сегодняшнее настроение”, “Моя семья в образе животных”, Я и мои любимые герои” и многие др.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.

Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.

Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке.  Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.

Если кого-то из близких или друзей нарисует в самом углу, то это повод для обновления отношений, возможно есть проблемы в отношениях с этим человеком

Если ребенок рисует себя в углу, это может означать, что ему одиноко, не хватает заботы и внимания, нежелание общаться, возможно страх перед обществом.
Если мы видим людей, которые держатся за руки или обнимаются, что довольно часто дети рисуют, то это ребенок вам доверяет, в ваших отношениях присутствует тепло и доброта.
Если у людей слишком тонкие руки и ноги, это может означать, что ребенок не уверен в своих силах, боится начинать что-то новое.
Если ребенок рисует слишком яркие одежды и делает акцент на нарядах своих героев, значит для него важно, как он выглядит в глазах окружающих, что они о нем думают, хочет чтобы его заметили.
Большая голова говорит о том, что его разум доминирует над его чувствами и он способен их контролировать.
Фигуры и предметы не касаются земли и возникает ощущение, что они висят в воздухе, говорит о мечтах и фантазиях автора.
Если слишком выделена линия горизонта, автор хотел ее подчеркнуть, говорит о приземленности, люди расположенные ниже горизонта, говорят так же о заниженной самооценке, выше о завышенной.

Если ребенок рисует только предметы и животных, но избегает людей, то возможны проблемы в общении.
В возрасте от 4,5 до 12 лет мальчики могут рисовать войну, пожары, сражения, солдатов — это не считается отклонением. Вполне нормальное явление и соответствует уровню развития ребенка

Мальчик ассоциирует себя с мужчиной и эмоционально готовит себя к этой роли. Так же девочки в этом возрасте рисуют себя принцессами, феями и невестами, что говорит о признании  роли женщины.
Если персонажи держат руки в карманах или за спиной, возможна ложь и недоверие в семье, с друзьями.
Дети редко рисуют своим героям уши, но если таковые присутствуют, значит он считается с мнением взрослых и прислушивается к нему.
На детских рисунках обычно всегда есть солнце, это признак тепла и благополучия. Но если на рисунке, что-то отгораживает его от солнца, значит в жизни этот человек лишает его тепла и ласки.

О чем расскажет рисунок семьи

Посмотрите, кто входит в состав семьи, которую нарисовал малыш. Хорошо, если на рисунке присутствуют все. А то бывают случаи, когда на просьбу нарисовать свою семью, ребенок рисует себя, кошку, телевизор. Изучите, с каким настроением изображены люди

Они улыбаются или ругаются? Обратите внимание на рост и размер родственников, изображенный на рисунке. Они могут быть в соответствии с действительностью, например, папа самый высокий, или же выражать “кто в доме главный” Рассмотрите, как расположены фигуры на листе

Если кто-то поодаль, то это означает, что человек отдален от малыша, либо на самом деле, либо косвенно.

Если кто-то поодаль, то это означает, что человек отдален от малыша, либо на самом деле, либо косвенно.

Интерпретация рисунков

Итак, рассмотрим рисунки вашего малыша более подробно. На стандартных детских рисунках обычно присутствуют дома, деревья, цветы, трава, насекомые, животные и люди.

Если на всех просмотренных вами рисунках вы нигде не обнаружили изображения человека, вам стоит задуматься. Возможно, у вашего малыша имеются некоторые проблемы в общении.

Если основную часть рисунков составляют агрессивные по виду животные или некие рогатые, зубастые, клыкастые существа – ваш ребенок явно напряжен или испытывает некоторую тревогу. Не стоит придавать значения лишь рисункам подобных героев из мультипликационных фильмов. Это говорит только о том, что он рисует то, что недавно видел.

Мальчики 6-7 лет часто рисуют воинов, оружие, динозавров или опасных змей, скорпионов и пауков. Повода для беспокойства здесь не ищите. Таким образом они приучают себя к мысли защитников слабых, готовят себя к роли мужчины в обществе. Это абсолютно соответствует их возрасту и полу.

То же самое можно сказать и про девочек этого возраста. Рисунки с принцессами, королевами, каретами, бантиками и цветочками говорят, что они в полной мере ощущают себя будущими женщинами, роль которых быть красивыми и привлекательными.

Особое внимание нужно обратить на то, чтобы все рисунки были, если можно так сказать, адекватными. Что это означает? Например, нарисован человек, но у него не хватает руки, ноги или голова расположена не в том месте, где должна быть. Быть может, ваш малыш еще слишком мал и не умеет передавать на бумаге то, что хочет

Но и не стоит исключать наличия некоторых проблем в его развитии. В любом случае сразу пугаться и паниковать не нужно, присмотритесь к его поведению и только потом делайте выводы

Быть может, ваш малыш еще слишком мал и не умеет передавать на бумаге то, что хочет. Но и не стоит исключать наличия некоторых проблем в его развитии. В любом случае сразу пугаться и паниковать не нужно, присмотритесь к его поведению и только потом делайте выводы.

Цветовая гамма

Многие психологические тесты основаны на значении цветов. Они отталкиваются от специального теста Люшера, который по цветовым предпочтениям определяет характер. Дети рано подбирают для себя цвет, пользуясь своим настроением и мироощущением. Такой выбор меняется с возрастом.

Как правило, в стандартном наборе юного художника 5-6 цветовых оттенков, что «выдаёт» нормальное эмоциональное развитие. Если гамма цветов значительно шире, можно говорить, что перед Вами натура чувствительная, богатая на эмоции.

В психологии цветовые оттенки несут в себе разный смысл:

  • преобладание синего связано с необходимостью сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, желанием уйти от суеты в себя;
  • зелёным рисуют больше независимые, упрямые и одновременно уравновешенные;
  • фиолетовый стараются выбирать те, кто дружит с фантазией, ещё интеллектуально и эмоционально не созревшие (вот почему его можно часто найти на детских рисунках);
  • когда на рисунке много красного, это значит, что художник агрессивен и возбудим, в нём есть сила воли и повышена активность;
  • жёлтый и оранжевый любят оптимистичные, любознательные, настроенные позитивно;
  • в коричневых красках мир у тех, кто столкнулся с физическим дискомфортом, полон отрицательных переживаний, медлителен в своих действиях;
  • чёрным дети протестуют, стараясь разрушить то, что им не нравится, показывают своё подавленное состояние, требуя перемен;
  • серый цвет – ни о чём, это безразличное отношение, желание скрыться от всех проблем и не замечать тревог.

Так что, цвет в детском рисунке – это важно. Но не стоит забывать, что преобладание чёрного – это не обязательно депрессия, а красный фон не обязательно значит агрессивный настрой против всех. Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы

Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы.

Остановитесь на минутку, если вдруг в детском художестве Вы увидели много красного либо серо-чёрного. Не спешите бежать к психологу. На состояние детской психики указывают и многие другие детали.

Детские рисунки: на что обратить внимание

При анализе рисунков особенно показательны с точки зрения психологии три вещи:

  • Цветовые решения;
  • Изображение автопортрета;
  • Образ семьи.

Начнем с цвета:

  • Если ребенок часто использует в рисунках желтый, это характеризует малыша, как мечтательного, открытого, с положительной динамикой живого воображения.
  • Розовый говорит о чувствительности малыша. Ему необходимо быть с родителями в тесном контакте: чаще обнимайте, поглаживайте по голове или просто держите за руку.
  • Красный свидетельствует о психологической и физической активности; темпераментный малыш, может быть непослушным, неусидчивым.
  • Бежевый или охра, лиловый, голубой говорят о гармоничном психологическом состоянии.
  • Преобладание синего цвета в рисунках определяет ребенка как спокойного, осмысленного в своем выборе и действиях.
  • Зеленый описывает ребенка как упрямого и настойчивого.
  • Оранжевый — цвет возбудимости.
  • Фиолетовый определяет ребенка, как творческого, ранимого и чувствительного. Нужно уделять больше ласки и внимания.

Идем дальше — автопортрет!

Психологи используют такой метод для определения морального состояния ребенка. Например, специалист просит ребенка нарисовать себя.

  • Мимика на лице устанавливает эмоциональность ребенка — позитивный, пассивный и т.д.
  • Изображение маленького размера в нижней части листа может свидетельствовать, что ребенок не чувствует себя личностью, преобладает низкая самооценка. Если наоборот в верхней, — высокая самооценка. Расположение «самого себя» на весь лист говорит о гиперактивности малыша.
  • Недостаток в композиции частей тела: рта, ушей, пальцев может говорить о проблемах проявления себя, как личности.

Образ семьи — еще один тест в работе психолога

Чтобы выявить, есть ли у ребенка психологические проблемы, связанные с семьей, проводится работа с семейным рисунком.

Учитывается все: кого из родителей первым нарисовал малыш, размер членов семьи на листе, мимика, насколько близко/далеко они к ребенку находятся.

Разберем некоторые детали подобной работы:

  • Кого первым изобразил малыш в семейном портрете, того и считает главным в семье.
  • Изображенные на заднем плане родственники свидетельствуют о незначительности в жизни ребенка.
  • Гармоничный портрет, где все участники держатся за руки, говорит о полном порядке в психологическом состоянии. Дополнение: если семья нарисована в комнате, но в ней присутствует обычное желтое солнце, то это может говорить о нехватке тепла со стороны родителей.
  • Если ребенок не изобразил брата или сестру, а они есть по факту, можно судить о ревностном отношении к родителям.
  • Рисунок оформлен в «живых» тонах, значит в семье яркая, увлекательная жизнь — все в порядке! Когда наоборот, то ребенок больше занимается «своими делами», чем совместно с семьей.

Уважаемые родители! Разумеется, все выводы, приведенные в данной статье — это не закон, не стопроцентное правило, это просто повод обратить внимание, уточнить, проконсультироваться. Не более того. Информирован, значит, вооружен

Информирован, значит, вооружен.

Для выявления действительных психологических проблем требуются специалисты. Это их работа.

А работа родителей —  заботиться о положительном психологическом состоянии малыша и обращать внимание на любые мелочи, включая указанные выше нюансы детского творчества.  Удачи вам!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Типы линий

Линии могут рассказать о характере многое. Они могут иметь острые углы, быть полукруглыми, извилистыми, прерывистыми или сплошными. Метод расшифровки линий подходит для тестирования детей, взрослых. Обозначения:

  1. Прерывистая линия — нестабильное положение, неуверенность в себе.
  2. Большое количество острых углов указывает на скрытую агрессию.
  3. Объемные фигуры большого размера — эмоциональная открытость, наличие широкого кругозора.
  4. Фигуры маленькие, узкие — желание придерживаться правил, скромность, закрепощенность.
  5. Мягкие изгибы, округлые линии — чаще изображения с такими элементами рисуют женщины. Они указывают на гибкость человека в принятии различных решений.
  6. Геометрические фигуры — сложность к восприятию перемен, наличие агрессии.
  7. Тонкие линии, наносимые без нажима. Индивид желает отдалиться от общества, не хочет общения с окружающими. Это проявляется в попытках избегать внимания со стороны окружения.
  8. Линии, нарисованные с нажимом. Указывают на желание личности выделиться среди окружающих.
  9. Сплошные линии — гибкость, уверенность, эмоциональная стабильность. Такие личности готовы справляться с любыми трудностями для достижения поставленных целей.

Важные моменты в анализе рисунка ребенка

Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым. Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения. Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.  Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил. Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы. Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением

Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!)

Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)

Зачем анализировать детские рисунки

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы

Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса

Рисуночная диагностика показывает:

  1. соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
  2. симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
  3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
  4. страхи и скрываемые переживания;
  5. тайные желания.

О чём говорит рисунок семьи

Позитивно оценивается рисунок, на котором вся семья изображена вместе

Дети очень любят рисовать свою семью. Таким образом они показывают, насколько важны для них близкие люди, а также определяют, какую роль они отводят в семье себе. Маму дети изображают обычно за работой, чаще за приготовлением пищи – это значит, что в семье уделяется достаточно внимания потребностям ребёнка. Если малыш изобразил маму за гладильной доской, то это может только обрадовать – ребёнок испытывает душевное тепло и ему комфортно в окружении семьи.

Если на рисунке ребёнок не изображает отца, это должно вызвать беспокойство: малыш не чувствует с ним близости. Также плохо, если папа нарисован с молотком, пилой – значит, ребёнок боится своего родителя. Однако чаще всего дети рисуют пап перед телевизором. И это печально для сильной половины, так как в представлении собственных детей они нужны лишь как предмет мебели.

Позитивно оценивается рисунок, на котором вся семья изображена вместе. Это говорит о том, что у ребёнка всё в порядке с эмоциональным фоном. Совсем обратная ситуация складывается, в случае если малыш не рисует себя рядом с мамой и папой – он ощущает себя лишним и ненужным.

В заключение

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

  1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
  2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
  3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

Общеизвестно, что детские рисунки могут рассказать очень о многом. Конечно, весь внутренний мир ребенка в них не раскроется, но понять его отношения с родителями, сверстниками и окружающими вполне возможно.

Словом, психология по детским рисункам, является весьма важным направлением. Рисунок поможет понять эмоциональный настрой ребенка, так как цвета и краски способны передать чувства и переживания ребенка. По рисунку можно узнать, насколько ребенок открыт миру и что его тревожит.

Важны все детали рисунка, к примеру, если большую часть листа занимает дом, значит, ребенок вполне коммуникабелен, но если двери в нем маленькие, ребенок, вероятно, чувствует неуверенность.

Если дверей совсем нет, у ребенка есть проблемы, ему видимо не хватает общения с родителями, а если двери нарисованы сбоку или на них есть замок, ребенок одинок и замыкается

Дом это основа, ее закладывают родители с рождения ребенка, поэтому очень важно смотреть на рисунки, в центре которых изображен дом

Если он нарисован вдалеке, то ребенок чувствует себя отвергнутым, в семье напряженные отношения, еще одно подтверждение этому, лестница, ведущая в никуда.

О многом говорят и окна, если в доме нарисовано много окон, значит, ребенок открыт с другими детьми и людьми. Если же на окнах есть шторы, то ему трудно общаться, а если на окнах вообще имеются решетки, у ребенка имеются внутренние конфликты и комплексы, значит,

Должен быть лучше, а общение – больше.

О проблемах говорит и труба в доме, если из нее идет жидкий дым, то ребенку не хватает общения с родителями. Если труба прячется за крышей, значит, ребенок вообще не хочет эмоционально общаться, а если из трубы идет густой дым, ему тяжело на душе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий