6 главных ошибок воспитания детей

Гаджеты

По мнению доктора Комаровского Е.О.  «Одних гаджеты учат, других тупят, третьих изолируют от реального мира».    Да, гаджеты сегодня — это   неотъемлемая   часть   нашей   жизни   со    своими  плюсами   и минусами. Злоупотребление ими действительно может навредить  физическому  и психологическому здоровью ребенка. Но правильное и ограниченное  по времени их использование может быть очень полезным.

Исправляются ли ошибки воспитания

Иногда родители пытаются найти оправдание своим ошибкам: «весь в свекровь», «он такой ленивый» или «гиперавктивный». Но все-таки есть возможность все исправить.

В первую очередь, необходимо понять, что ошибки делают все и постараться избежать упреков между мужем и женой.

Важно начать менять ситуацию. В этом могут помочь курсы по воспитанию ребенка>>>

Перед родителями стоит цель развития в ребенке чувства своей значимости и ответственности.

Исправить свои ошибки родителям поможет искренний интерес к жизни своего ребенка, уважение его личностного пространства, поддержка в каком-либо выборе и решении, а также свой положительный пример.

  • Почему ребенок ломает игрушки и как от этого отучить?
  • Когда лучше отдавать ребёнка в детский сад?
  • Как реагировать на детские слезы?

№5 Чрезмерная опека

Есть такая категория мам, которых условно можно назвать «мамы-наседки». Такие мамочки излишне опекают своих детей, что тоже приносит вред их развитию.

В каждом определенном возрасте дети уже могут что-то делать самостоятельно. У каждого человека время такой самостоятельности индивидуально, но приблизительные границы все-таки существуют. Например, первоклассник в состоянии одеваться и обуваться сам, не нужно это делать за него. Пусть он лучше несколько раз застегнет куртку неправильно, прежде чем выйти из дома, но зато он сделает это САМ.

Такая гиперопека отрицательно сказывается на разных сторонах жизни вашего чада. Он долгое время не сможет найти друзей, не научится высказывать свое мнение и отстаивать его, а может и «заработать» невроз.

Развивайте самостоятельность своих детей и поощряйте любые их инициативы. Позвольте детям помогать старшим, пусть пока неумело. Не стоит игнорировать их желания и вводить тотальный контроль за их общением с друзьями. Оставьте небольшое личное пространство, позвольте испытать чувство риска.

Не спешите на помощь моментально, позвольте ребенку самому решить проблему или попробовать найти выход из сложной ситуации. Идеальный вариант – обмен мнениями. Выслушайте, как ребенок хочет поступить в конкретной ситуации, выскажите свое мнение и оставьте принятие решения за ним. Пусть это будет его ошибка, его маленький опыт.

Читаем также: Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста?

Не занимались развитием талантов ребенка

Многие родители сожалеют о том, что не интересовались увлечениями своих детей, не помогали им в их творческом становлении. Конечно, не всем быть гениями, великими музыкантами или талантливыми архитекторами. Тем не менее творчество – важная составляющая жизни. Она помогает ощущать всю ее полноту, развиваться и поддерживать связь со своей душой. Поиск талантов у ребенка помогает понять сильные стороны его личности. Активизировать его интерес к окружающему миру. Развить интеллект и способности, которые могут пригодиться в будущем. Зная интересы ребенка, с ним проще найти общий язык, организовать совместный досуг, направить его на обучение, которое ему точно пригодится.

Причины изменений в характере и поведении детей 7 лет

Мальчикам и девочкам 7 или 8 лет кажется, что если они пошли в школу, значит уже стали взрослыми. Ребёнку хочется самостоятельно принимать решения и совершать поступки. Если родители не считаются с его мнением, заставляя, например, надевать нелюбимую одежду, семилетка начинает сопротивляться. Причина такого поведения — смена ценностей, изменение понимания мира и осознания своей роли в обществе.

Семилетки теряют непосредственность. Их настроение мало зависит от внешних факторов. Они ведут себя так, как им хочется. Иногда поведение семилетки не соответствует ситуации. Причина — желание освободиться от психологической нагрузки со стороны взрослых и самоутвердиться. Подобная проблема больше характерна для мальчиков. Девочки ведут себя сдержаннее и редко проявляют агрессию или неадекватность на людях.

Нестабильность психики ребёнка может быть вызвана желанием стать лидером. Семилетке хочется походить на героев из любимых кинофильмов, а они всегда решают проблемы силовыми методами.

Порой дети воспринимают внешний мир как агрессора, который норовит их обидеть. Они ждут неприятностей от своих сверстников или родителей. Выходом из создавшейся ситуации считают нападение. Дети слишком эмоционально ведут себя, защищаясь от возможного наказания. Ребёнок, которому не хватает любви и теплоты родителей может намеренно грубить старшими или обижать сверстников.

Гиперпротекция

  • избыток внимания;
  • вседозволенность;
  • оберегание от всего.

Родители в таком случае часто оправдывают себя тем, что всё, что они делают – для ребёнка, другим заниматься не хотят или не могут (чаще всего в эту роль вступает мама), считают своего ребёнка слишком особенным и, тем самым, приносят ему вред.

Как правило, в процессе такого воспитания ребёнок становится инфантильным (пассивным, безответственным), становится беспомощным, так как в процессе воспитания постоянно подавлялась его воля.

Совет: дайте возможность ребёнку сделать что-то самостоятельно (если вы считаете это дело опасным, то хотя бы под вашим присмотром). Дайте ему время в день (сколько он того хочет) побыть одному. Это может быть игра рядом с Вами, но без вашего вмешательства в неё. Покажите ему пример собственной занятости чем-то другим, кроме как его воспитанием.

Ошибка №14 – разногласия между родителями в вопросах о воспитании ребенка и непоследовательность

Нередко в семьях наблюдается следующая ситуация: отец излишне категоричен и строг, а мать окружает ребенка чрезмерной заботой и слишком мягко относится к некоторым его проступкам. Ребенку таких родителей бывает трудно провести черту между такими понятиями как «легкая шалость» и «значительный проступок». В результате это приводит к тому, что ребенок не способен адекватно оценивать различные проблематичные ситуации, и он не знает, как на тот или иной поступок отреагируют его родители. Это может приводить к появлению постоянных противоречий или ссор с матерью или отцом, попыток скрывать какие-то свои проступки, обманывать и т. п. Для исключения таких противоречий родителям ребенка необходимо выстроить единую систему взглядов в воспитании ребенка.

К не меньшим проблемам в воспитании ребенка приводит и непоследовательность родителей. Например, вчера мать разрешила ребенку гулять допоздна, а сегодня она уже категорическим тоном отправляет ребенка спать. В результате такая модель воспитания приводит к тому, что ребенок не знает, что от него требуется и начинает несерьезно относиться к запретам или наказаниям родителей.

Акцент на ошибках

Когда школьник получает положительную оценку, или малыш делает что-то хорошо, родители редко акцентируют на этом свое внимание. Но вот если ребенок провинился, то шквал критики ему обеспечен. Вырастая, человек только и делает, что концентрируется на собственных неудачах и практически не обращает внимание на свои шаги вперед

Вырастая, человек только и делает, что концентрируется на собственных неудачах и практически не обращает внимание на свои шаги вперед. Именно по этой причине, чтобы из маленького человека вырастить завоевателя и победителя, стоит чаще акцентироваться на его достижениях, нежели ошибках

Допустим, ребенок получил двойку. Большинство детей боятся идти домой в данном случае, так как знают, что на них посыпется гневная триада. В то же время хорошие оценки часто принимаются как должное

Именно по этой причине, чтобы из маленького человека вырастить завоевателя и победителя, стоит чаще акцентироваться на его достижениях, нежели ошибках. Допустим, ребенок получил двойку. Большинство детей боятся идти домой в данном случае, так как знают, что на них посыпется гневная триада. В то же время хорошие оценки часто принимаются как должное.

https://youtube.com/watch?v=RM6Y3oOKtGI

Верное поведение в воспитании ребенка основано на прямо противоположном подходе. Большой акцент на победе и маленький при поражении. При этом каждая плохая оценка должна восприниматься ни как катастрофа, а повод к тому, чтобы поработать над ошибкой и скорректировать свой промах.

Давние ошибки

Сила настроения

Настроение родителей может изменяться как погода, но оно не должно отражаться на взаимоотношениях с детьми. Когда все хорошо на работе, хочется поделиться счастьем: разрешить все, что было нельзя. Но тогда нарушается правило запретов. Ребенку сложно понять: отчего, то что было нельзя вчера, вдруг теперь позволено. «Почему я не могу требовать этого завтра?» ― думает он. Взрослые сами оказываются в ловушке своих необдуманных действий. Нельзя было чипсы, играть на компьютере до полуночи, гулять самому на другом конце города ― сохраните запреты. К тому же, они оправданы.

Лучше порадовать ребенка долгожданной прогулкой в зоопарк, кукольный театр, цирк. Можете купить билет в кино для ребенка и нескольких его друзей. Сопроводить их на сеанс, предварительно поговорив с родителями. Никогда не срывайтесь на детях. Даже когда физически измотаны, ничего не ладиться на работе и с супругом Быть мамой и папой сложно. Научитесь контролировать эмоции. Вы управляете ими, а не наоборот. Чадо берет с вас пример.

Полная самостоятельность

Обратный эффект гиперопеки ― гипоопека. Фраза «Пусть на своих ошибках учится» ― не всегда уместна. Особенно когда речь идет о воспитании ребенка. Некоторые родители так бояться навредить чрезмерной заботой, что уходят в другую крайность ― чадо предоставлен полностью себе. Плюс такого воспитания, что дитя действительно самостоятельный. Он может сам вставать в школу, готовить еду, одеваться, принимать решения, делать или не делать уроки и нести за это ответственность. Но главный, очевидный минус ― ребенок чувствует себя одиноким, ненужным, нелюбимым. Ему кажется, что его никто не понимает, а его судьба родителям не важна. И понятно, ведь он не ощущает поддержки близких и их участия в жизни. Дети могут повторить ошибки взрослых, но лучше, если о каких-то вы успеете предупредить.

Воспитывать в строгости

Родители совершают типичные ошибки в воспитании детей, из-за незнания, а порой из добрых побуждений. Некоторым кажется, что строгость синоним «правильно». Строгость позволяет влиять на ребенка, она помогает его контролировать, не переходить черту «взрослый и дети». Так, чадо знает свое место, границы дозволенного и уважает родителей. Но метод чрезмерной строгости, может сделать ребенка:

  • Эгоистом (считает, что прошел многое и ему было тяжелее всех);
  • Закомплексованным;
  • Безынициативным;
  • Неуверенным;
  • Жестоким;
  • Черствым;

Мало теплых разговоров

Еще одна типичная ошибка родителей в воспитании детей ― мало теплых разговоров. Если хотите выстроить связь, которая не утратила бы прочности со временем, то мало спросить «как дела в школе?». Делитесь эмоциями, не бойтесь открыться перед ребенком. Не считайте, что он слишком мал, чтобы вас понимать.
Что дают вам задушевные беседы:

  • Хорошее настроение;
  • Чувство доверия;
  • Возможность выговориться, а значит и облегчение;
  • Жизненный опыт, ведь из таких разговор можно почерпнуть нечто полезное;
  • Узнать о жизни друг друга, интересах, воспоминаниях;
  • Осознание, что многие проблемы решаемы, а промахи не катастрофа.

Гиперопека и удушающая любовь

Многие родители, особенно, если малыш был долгожданным, превращают его в маленького кумира. Они позволяют такому ребенку буквально все, делая его неконкурентоспособным и давая понять, что весь мир должен крутиться вокруг него.

Вырастая, такой человек только и ждет результатов на блюдечке с голубой каемочкой. Не получая их, он выказывает свою неприязнь родителям, обществу. Человек ждет того же идолопоклонства, что получал в детстве.

Либо же ситуация разворачивается иначе. Уже подросший ребенок пытается построить свою жизнь так, как считает нужным, но получает (чаще всего от мамы) целый комплекс нравоучений.

Иногда материнская любовь становится настолько удушающей и абсурдной, что ребенок чувствует себя буквально в клетке. Мама пытается контролировать каждый шаг даже уже взрослого человека, диктует свои правила, дескать, она хочет ведь как лучше.

Нельзя чрезмерно опекать малыша, делая его априори несамостоятельным. Такие дети часто не умеют того, что делают их сверстники. Им запрещается буквально все: гулять, долго смотреть телевизор, назначается строгий распорядок дня. Родители в данном случае думают, что делают все для счастливого будущего малыша, превращая его жизнь в ад.

Это не говорит о том, что ребенок должен быть предоставлен сам себе и может делать все, что ему вздумается. Однако некоторую свободу действий, даже малышу, стоит давать.

И конечно же, ни в коем случае нельзя растворяться в своих детях. Маленький человек нуждается в личном пространстве, не следует контролировать каждый его шаг, если, конечно, речь не о годовалом ребенке. Нужно предоставлять детям право выбора и считаться с их мнением. Только в этом случае можно вырастить психологически здоровую и полноценную личность, которая будет благодарна своим родителям за счастливое детство.

Лао-Цзы: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага»

Мы часто ищем в себе недочеты и занимаемся самокритикой и самоедством. Однако нужно научиться видеть не только на свои минусы, но и отмечать свои плюсы и шаги навстречу ребёнку.

Не ждите быстрых результатов – дайте себе время. Отнеситесь к себе с терпением и разрешите ошибаться. Помните, что в какой-то момент обязательно случатся откаты. Не забывайте, что должно пройти время для того, чтобы укоренились новые привычки и вы смогли бы естественно вести себя в другой реальности.

Наша цель заключается не в том, чтобы все делать правильно и никогда не ошибаться, а в том, чтобы быть осознанными. Продвигайтесь к этой цели маленькими шажками. Ведь находясь постоянно в прошлом, вы лишаете себя источника энергии и вдохновения в настоящем.

Возьмите в привычку вспоминать перед сном положительные моменты, произошедшие за день: как вы с ребенком гуляли, в какие игры играли, чему научили, что ласкового сказали

Фокусируйте внимание на том, что было сделано правильно

Возьмите в привычку вспоминать перед сном положительные моменты, произошедшие за день: как вы с ребенком гуляли, в какие игры играли, чему научили, что ласкового сказали

Если почувствуете, что ужелили недостаточно внимания ребенку, то вместо того, чтобы «смаковать» чувство вины, запланируйте новый день с «чистого листа» и поставьте себе конкретные цели.

Например, скажите себе: «Сегодня в течение дня я буду стараться не кричать на ребенка» или «Сегодня я проведу с ребенком как минимум 20 минут, не отвлекаясь на другие дела и делая то, что ему нравится и интересно».

Ну и напоследок: не забывайте, что взрослые – это большие дети и сказанное выше может быть применимо и к ним.

Также смотрите видео «Чувство вины. Как справляться?»

https://youtube.com/watch?v=EGj51DdWmyE

В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу авторский бесплатный онлайн-марафон «Воспитание без криков и наказаний» – кликните, чтобы записаться.

«Победила дружба»

Этой фразой любят заканчивать конкурсы и соревнования для детей. Но правило о том, что каждый участник получает одинаковое вознаграждение, нивелирует само понятие соревнования, и не дает ничего, кроме детского разочарования в конце.

Причина в том, что такой подход позволяет каждому малышу чувствовать себя особенным, самым лучшим, не смотря на объективные достижения. Однако в процессе взросления он однозначно начнет замечать, что восторг близких по поводу его личность почему-то не разделяют все окружающие. И такое столкновение с реальностью будет в разы болезненнее, чем разочарование от поражения в детских соревнованиях.

Откуда берутся детские неврозы?

Неврозы – распространенный вид нервно-психической патологии, наблюдаемый у дошколят и ребят младшего школьного возраста (подробнее в статье: виды неврозов у детей дошкольного возраста). Они возникают как эмоциональное расстройство, вследствие нарушения внутрисемейных отношений. Очень трудно малыши переносят ухудшение взаимоотношений с матерью, которая является самым близким человеком в первые годы жизни.

Мать может отстраниться по многим причинам: ухудшение отношений с мужем, устройство личной жизни, уклонение от семейных обязанностей вследствие эмансипации («деловая мама»), болезнь и прочее. Она также может страдать неврозом, придерживаться привитых ее семьей взглядов на воспитательный процесс, неприемлемых для современных малышей и подростков.

Под влиянием неблагоприятного микроклимата в семье общее состояние ребенка ухудшается. Он плохо засыпает, становится тревожным, постепенно проявляются такие симптомы:

  • обкусывание ногтей;
  • сосание пальцев, воротника одежды;
  • ночное недержание мочи;
  • чувствительность, слезы без видимых причин;
  • нарушение сердцебиения, дыхания, потливость;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • периодические головные боли.

Факторы возникновения невроза

Неврозы – своеобразный ответ на неправильное воспитание (обиды, непризнание, непостоянство, игнорирование детских потребностей). У мальчиков они могут проявляться уже в 3 года, у девочек – в 4 года и позже. Неврозы могут быть связаны с доминированием и единоличной властью одного из родителей, гиперопекой, завышенными ожиданиями.

Выделяют 5 факторов, провоцирующих неврозы:

Отсутствие режима дня. Враги детского здоровья – неконтролируемое время трапез, отхода ко сну, занятий. Если периоды активности и отдыха не регламентированы в соответствии с возрастом (ограничение времени прогулок, физической активности), ребенок находится в состоянии нервного напряжения.

Особенности характера ребенка

Важно учитывать психотип детской личности. Чувствительному меланхолику противопоказаны крик и физические методы воздействия

Подвижный холерик тяжело реагирует на гиперопеку

Смена привычного образа жизни, окружения. Неврозы часто возникают у ребят после переезда, перехода в другую школу, наблюдаются в семьях, где ребенок не получает поддержки старших. Ошибки в воспитании детей дошкольников и подростков. Специалисты отмечают негативно влияющие на детскую психику модели: гиперопека, неприятие, авторитарнное поведение взрослых, вседозволенность. Отрицательно также влияют ситуации, когда родители не могут договориться, как воспитывать ребенка. Психотравмы. Если на глазах ребенка произошло негативное событие (пожар, стихийное бедствие, родительская брань), в дальнейшем возможно развитие фобий, комплексов, панических атак

Подвижный холерик тяжело реагирует на гиперопеку. Смена привычного образа жизни, окружения. Неврозы часто возникают у ребят после переезда, перехода в другую школу, наблюдаются в семьях, где ребенок не получает поддержки старших. Ошибки в воспитании детей дошкольников и подростков. Специалисты отмечают негативно влияющие на детскую психику модели: гиперопека, неприятие, авторитарнное поведение взрослых, вседозволенность. Отрицательно также влияют ситуации, когда родители не могут договориться, как воспитывать ребенка. Психотравмы. Если на глазах ребенка произошло негативное событие (пожар, стихийное бедствие, родительская брань), в дальнейшем возможно развитие фобий, комплексов, панических атак.

ИНТЕРЕСНО: как воспитывают детей в разных странах: от Китая до Скандинавии

Доктор Комаровский отмечает, что родителям не следует игнорировать мнение о ребенке, высказанное его учителями и друзьями. Когда жалобы поступают от нескольких людей, нужно разобраться в ситуации

Если подросток ведет себя неадекватно, важно смотреть ему в глаза и сказать коротко: «давай разберемся, что не так», «чего ты хочешь?», «что я должна сделать сейчас?». Когда ребенок систематически пытается навредить своему здоровью, важно искать помощи у специалиста. Когда ребенок систематически пытается навредить своему здоровью, важно искать помощи у специалиста

Когда ребенок систематически пытается навредить своему здоровью, важно искать помощи у специалиста

главных ошибок в воспитании детей

Дети с раннего возраста имеют огромные запасы креативности. Но, к сожалению, со временем эти запасы истощаются, а впоследствии и вовсе исчезают.

Задумывались ли вы над тем, почему так происходит, и что мы, как родители и наставники, делаем не так? Возможно, мы создаем для наших детей слишком много ограничений? Или наша ошибка в том, что мы ожидаем от них чего-то чрезвычайного, и когда наши ожидания не оправдываются, мы разочаровываемся и уже не видим в них вообще ни крошки таланта?

Давайте выясним, в чем же дело, и какие ошибки семейного воспитания мы допускаем как родители. Чем способны разрушить творческий потенциал собственных детей?

Ошибка 1. Постоянное вознаграждение

Научные исследования показали, что все вознаграждения по своей сути подавляют творчество и воображение детей. Если интерес ребенка каждый раз стимулировать чем-то конкретным, то ребенок будет прилагать ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы получить обещанное вознаграждение.

Таким образом, все виды вознаграждений, например:

  • Карманные деньги,
  • Подарки,
  • Больше времени перед телевизором или за компьютером,

На самом деле срабатывают в обратном направлении, а именно — уменьшают удовольствие от творческой деятельности и приводят к неумению оценить собственные усилия и результат от работы.

То, что вы хотите достичь, — это мотивированные дети, а не такие, которые будут делать все, что вы от них ожидаете, за соответствующее вознаграждение.

Ошибка 2. Усиленный контроль и излишняя помощь

Постоянный надзор и чрезмерное участие с вашей стороны во всем, чем занимаются дети, также вредит проявлению творчества.

Если вы постоянно выполняете за них их работу, в конечном итоге они так и не научатся делать ошибки и исправлять их. Не поймут, что, в конце концов, имеют право на ошибку, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Человек, который боится ошибок, — не рискует и, соответственно, не выигрывает, предпочитает всю жизнь провести в тихом омуте. Разве такого мы хотим для своих детей?

Ошибка 3. Ограниченный выбор

Большинство игр проходят точно по инструкциям, что само по себе не оставляет достаточной свободы и возможностей для детей проявить собственное творчество, смекалку и в конце концов фантазию.

Наличие дополнительных вариантов в выборе является стимулом для дальнейших поисков альтернатив и развития критического мышления.

Творческие дети свободно выражают свое видение и могут предложить альтернативы для решения проблем и, очевидно, их интерес возобладает при любых обстоятельствах и при любых ограничениях.

Ошибка 4. Перенасыщенное расписание дня

  • Школа,
  • Внеклассные мероприятия,
  • Кружки.

Дети сегодня перегружены, как никогда раньше. Но мы озабочены не этим, а тем, куда бы еще записать своего ребенка, как еще уплотнить его свободное время, чтобы не было потеряно ни одной возможности и шанса. Ведь кто, как не мы, лучше знаем, что нужно нашему ребенку!

Но почему-то мы так редко советуемся с нашими малышами и не спрашиваем их самих, что на самом деле их интересует. Вместе с тем, мы не учитываем простого правила: главный стимул к поиску творчества — это скука.

Скука усиливает воображение и дает толчок фантазии, что, в свою очередь, стимулирует поиск идей и проявление творческого потенциала. Помните: в то время, когда не надо ничего делать, ум генерирует наши лучшие идеи.

Ошибка 5. Чрезмерные ожидания

В наших ожиданиях в отношении детей мы часто руководствуемся собственной интуицией, поэтому иногда заставляем делать то, что не поддается не только способностям ребенка, но и его возможностям.

Настаивая на чем-то и побуждая к определенным действиям, вы не достигнете желаемого результата и столкнетесь лишь с последующим нежеланием и неприятием определенного предмета, положения вещей или соответствующего занятия.

Чрезмерно высокие ожидания приводят к тщательному выполнению задач и четкому соблюдению установленных правил и принципов.

Результат? Такого рода ошибки родителей в воспитании детей отвлекают их от любого рода исследований, экспериментов и проявлений креативности. Иногда, чрезмерно амбициозные ожидания родителей выходят за пределы естественных возможностей ребенка.

Это полезно узнать:

Ошибка 6. Отсутствие личного примера

Самый простой способ убедить ребенка, что креативность — это не пустой звук, а то, что стоит внимания, времени и усилий, — самим стать примером для творческого подражания. Если мы лично занимаемся тем, что требует креативности, а дети тем временем могут наблюдать за нами, то это и есть идеальная возможность, которую следует использовать в полной мере.

Идеальных людей не бывает

Проблема детей в том, что они, вырастая, начинают думать о родителях как о каких-то гениях педагогики, которые, разумеется, нарочно обращались с ними так плохо. Но тебе нужно понять, что твои родители — такие же люди, как и все остальные, и им было нелегко. Воспитание детей — это сложная работа, которая нередко бесит и утомляет так, что хочется всё бросить и улететь на другой конец земного шара.

Не забывай, что дети могут быть крайне раздражающими, шумными, они постоянно что-то ломают, достают своими бесконечными вопросами, и всё это не ведёт к психологической гармонии взрослых. Кроме того, у взрослых, помимо ребёнка, есть и другие заботы, например, как прокормить семью. Уверены, большинство людей хоть раз испытывали желание послать всё и уволиться просто потому, что они устали пахать за троих и терпеть психологическое давление. А теперь прибавь к этому ещё и заботу о ребёнке и поймёшь, насколько сложна жизнь родителей, и как легко сорваться.

Неправильно считать, что родители должны во всём потакать ребёнку и относиться к нему совершенно иначе, чем к другим. У всех бывают срывы, все ошибаются, в том числе и опытные педагоги, ведь воспитание ребёнка — это, пожалуй, самая сложная задача в этом мире.

Ошибки в воспитании: особенности разных возрастов

Дошкольники

Родители растят малышей, опираясь на свой опыт и обычно не задумываются, почему в определенных ситуациях поступают именно так. Бывает, что впоследствии они ощущают стыд за слова и поступки в адрес крохи. Однако типичных ошибок семейного воспитания вполне можно избежать. Среди них:

  • угроза не любить ребенка: «если ты так будешь себя вести, я тебе не буду любить»;
  • много строгости: «делай, как я тебе сказала, потому что я главнее»;
  • равнодушие: «делай, что хочешь»;
  • обсуждение с детьми взрослых проблем: «ты мой лучший друг»;
  • наполеоновские планы: «ты должен заниматься музыкой, плаванием, теннисом и все успевать»;
  • мало ласки: «хватит уже этих нежностей и поцелуев»;
  • мало времени на общение с ребенком: «я занята, у меня нет времени на тебя».

Время младших классов

Школьная нагрузка и новый коллектив – серьезный стресс для вчерашних дошколят. Особенно трудно адаптироваться «домашним» деткам и тем, кто имеет меланхолический темперамент. В начальных классах уже можно заметить ранние ошибки воспитания – индивидуализм, грубость, агрессивность, неуважение к сверстникам и старшим. Однако школа выявляет и положительные качества, если они были заложены в дошкольном периоде.

Младшему школьнику важно усвоить, что первоисточником всех благ является труд. Следует внимательно отнестись к опасениям ребенка и не допускать таких ошибок родительского воспитания:. без нужды предлагать помощь ребенку (важно поощрять стремление к самостоятельности); подчеркивать зависимое положение детей; освобождать от домашней помощи по принципу: «твоя задача учиться, а мы с папой все сделаем сами»; игнорирование темперамента ребенка (сангвиникам и холерикам обычно легче даются адаптация к коллективу и школьные нагрузки); игнорирование жалоб на здоровье: возможны обострения хронических заболеваний, ухудшение зрения, изменение осанки; курить и пить алкоголь в присутствии ребенка: не стоит подавать плохой пример

без нужды предлагать помощь ребенку (важно поощрять стремление к самостоятельности); подчеркивать зависимое положение детей; освобождать от домашней помощи по принципу: «твоя задача учиться, а мы с папой все сделаем сами»; игнорирование темперамента ребенка (сангвиникам и холерикам обычно легче даются адаптация к коллективу и школьные нагрузки); игнорирование жалоб на здоровье: возможны обострения хронических заболеваний, ухудшение зрения, изменение осанки; курить и пить алкоголь в присутствии ребенка: не стоит подавать плохой пример. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить учиться подростка в 15 лет?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить учиться подростка в 15 лет?

Подростковый возраст

С 12 лет дети вступают в период полового созревания, который характеризуется интенсивным ростом и изменением гормонального фона. Физиологические процессы вызывают смены настроения, импульсивность, агрессивность. Взрослым нелегко избежать ошибок в воспитании подростков, однако они должны стремиться подавать только положительный пример.

Нельзя допускать, чтобы слова родителей расходились с делом. Например, отец курит, но запрещает это сыну-подростку. Доминирование карьеры отца и матери над семейными интересами также искажает представления детей о крепкой семье, они отдаляются. Однако недопустима и излишняя опека.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий