Подростковый возраст и первая любовь
Появление первого осознанного чувства любви в подростковом возрасте – ещё одна важная и незаменимая ступень для дальнейшего роста и развития личности. Это чувство так же, как и другие подростковые явление, склонно одновременно оказывать и положительный и отрицательный эффект.
Так как подростки являются уже личностями, но ещё эмоционально незрелыми, то и переживания чувства влюбленности могут происходить аффективно ярко, драматично, неадекватно. Именно родителям стоит проявить терпение и мудрость, найти в себе силу аккуратно поддерживать своего ребёнка, дать ему переживать влюбленности без потерь.
Внимательный родитель сразу заметит, что его ребёнок начал испытывать тёплые романтические чувства.
Фото: https://www.pexels.com/photo/young-couple-in-city-at-night-246367/
Советы родителям
Психологи рекомендуют, во-первых, принять эту новость спокойно, ведь ваш ребёнок сейчас во всех смыслах «созревает», и чувство любви закономерное явление
Во-вторых, не стоит заострять на этом своё внимание, навязчиво расспрашивать ребёнка об объекте влюблённости, настойчиво давать советы
Дайте ребёнку свободу, пусть он сам решит, когда ему стоит подойти к вам за советом или поделиться чем-то важным. В-третьих, не стоит обесценивать чувства девушек и юношей словами: «Ой, да что ты слёзы льёшь, знаешь, сколько ещё у тебя этих мальчиков будет». В-четвёртых, не стоит высмеивать чувства подростка, это может очень сильно травмировать его и разрушить доверие между вами.
Как поддержать подростка в период влюбленности
Положительное влияние оказывают следующие моменты.
Знакомство с близким окружением подростка. Некоторые ребята бывают настолько скрытными, что родителями бывает достаточно трудно выяснить, с кем их дети общаются. Но если, к примеру, позволить ребёнку позвать всех друзей в гости на небольшую вечеринку в честь какого-нибудь праздника, то можно будет узнать ближе и его друзей, и, если повезёт, познакомиться и с самим объектом влюбленности.
Расскажите ребёнку секрет о своей первой любви. Это будет большим шагом в сторону установления доверительных отношений с подростком. Вероятность того, что за советом по поводу своих чувств он в дальнейшем обратится к вам, сильно возрастёт. Расскажите свою историю искренне, без нравоучений, без критики собственного поведения в юности. Просто расскажите историю, свои чувства, её итог. Он может быть как отрицательным, так и положительным, а может быть и вовсе смешным
Какой он, всё равно, не важно – важно лишь то, что первое чувство было прекрасно и дало вам опыт. А теперь вы готовы откровенно поделиться этим опытом со своим ребёнком.
Не нарушайте личные границы ребёнка
Не читайте его дневники, переписки, не трогайте его личные вещи без разрешения.
Не критикуйте избранника своего ребёнка. Даже если подросток рассказывает вам такие факты о своём избраннике, от которых у вас встают волосы дыбом, не критикуйте его. Лучше искренне сообщите ребёнку о переживаниях, скажите ему: «Я волнуюсь за тебя, вещи, которые ты мне рассказываешь, меня даже пугают»
Если чувства оказываются взаимными, то это прекрасно. Отнеситесь к ним с пониманием, но откровенно поговорите с ребёнком, что, во-первых, ссоры между двумя возлюбленными — это нормально. Все ссорятся, и нужно уметь это делать грамотно, не оскорбляя и не унижая партнёра, а также нужно уметь идти на компромиссы и примирение. Во-вторых, объясните ребёнку, что не каждая любовь бывает вечной, заканчивается свадьбой. У отношений может быть разный итог, но катастрофы в этом нет, это просто жизнь.
Если чувства безответны, то родителям стоит набраться терпения. Ведь всё, что происходит, подросток воспринимает в разы ярче, чем взрослый. К сожалению, неудачные отношения приносят вред самооценке ребёнка, нередки случаи депрессивных и субдепрессивных состояний. При опыте несчастной любви разговаривайте с подростком, не закрывайте глаза на его трудности, поддерживайте его. Если постепенно не приходит улучшение в его состоянии, то следует обратиться к специалистам.
Фото: https://www.pexels.com/photo/photo-of-people-wearing-sweater-1452783/
С чем сталкиваются родители подростков?
Чаще всего родителей беспокоит, что их ребёнок:
- не слушается, не слышит просьб, не реагирует на замечания и советы;
- хамит, грубо общается, огрызается;
- не хочет помогать убираться дома;
- проводит слишком много времени в интернете, играя в видеоигры или общаясь с друзьями в соцсетях, не хочет учиться, становится менее активным.
Люба Лужкова, мама 15-летнего Димы и 13-летней Сони, рассказала, что с наступлением подросткового возраста дети очень изменились. Сын практически перестал с ней общаться: он постоянно закрывается в своей комнате, злится, если родители сами заглядывают к нему, и выходит только тогда, когда ему что-то понадобится, — например, перекусить.
«Общаться получается, только если он сам этого захочет и заговорит со мной. Всё остальное время он просит не трогать его. Я понимаю, что ему нужно личное пространство, но мне тоже хочется знать, что у него происходит. Он даже не говорит ничего про школу — я узнаю всё от учительницы. Один раз у них в классе избили парня, а когда я спросила, что произошло, он ответил, что не понимает, о чём я. Боюсь, что-то случится, а я даже не узнаю об этом», — говорит Люба.
С дочерью, по словам мамы, тоже «не всё ладно»: девочка стала слишком много времени проводить с друзьями, перестала интересоваться учёбой, стала грубой, раздражительной и плаксивой.
«Она не слушается, огрызается, может повысить голос. Раньше я ругалась, но сейчас стараюсь просто говорить с ней, причём спокойно», — рассказывает женщина.
Сейчас Люба хочет переждать этот период и старается быть терпеливее, но беспокоится, что дистанция между ней и детьми увеличится по мере того, как они будут взрослеть, и она совсем потеряет с ними контакт.
«Дети переживают столько физических и моральных перемен, которыми они не могут поделиться, не знают, что с ними делать. И агрессия, и замкнутость — реакции не на родителей, а на эти перемены, просто подростки не умеют пока принимать их по-другому. Мама этих ребят — большая молодец, тут главное не поддаваться эмоциям и негативу
Это проявление кризиса, и важно держать это в голове.
Ирина Воробьёва воспитывает с мужем 15-летнего Олега. Больше всего родителей беспокоит зависимость сына от игровой приставки. Если они на работе, то парень может даже не есть целый день — так сильно он увлекается игрой. Он забывает делать уроки, не выходит на улицу, не общается с одноклассниками, все его друзья — в интернете.
«Кажется, ребёнок становится зависимым от видеоигр. От приставки его за уши не оттянешь. Мы пытались запрещать ему играть, ограничивали время игры, но всё заканчивалось полным игнорированием нас и наших правил», — говорит Ирина.
Игнорирование, кстати, главная защитная реакция Олега — часто родители сталкиваются с ней, когда просят его убраться в комнате, помыть посуду или вынести мусор. Ирина рассказывает:
«Он просто резко начинает молчать и делает вид, будто меня не существует
Неважно, кричу я, говорю спокойно или пытаюсь объяснять, почему ему нужно нам помогать, — он просто молчит».
Тренировка воли: развитие личности подростка
Замечательный совет от психологов: тренировка воли. Воля тренируется через умение ставить самостоятельные задачи, умение отказывать, отвечать на провокации.
Родителям подростка нужно осознавать, что перед ними уже не просто их ребенок, человек которого они привыкли воспитывать и постоянно наставлять на путь истинный. Перед ними уже давно сформировавшаяся личность, способная принимать решения и имеющая право на собственную позицию.
Безусловно, организм подростка переживает гормональные и эмоциональные взрывы, что толкает его на необдуманные поступки. Он может громко заявить, что бросит школу или уйдет из дома, а потом быстро пожалеет о словах, брошенных сгоряча. Взрослым стоит не забывать об этой возрастной особенности и учитывать ее в процессе выстраивания отношений с ним.
В таких случаях необходимо позволить ему высказаться, пусть даже резко и колко, но прозвучит его основная претензия к вам. Главное, дать ему выплеснуть все то, что лежит у него на душе и постараться не потерять самообладания самим. Подросток увидит вашу готовность его выслушать, и постепенно его пыл угаснет. Разговор можно начинать только, когда все стабильны эмоционально. Это позволит вести диалог «на равных» и избежать грубостей.
Контроль или свобода?
В то же время родители должны проявлять твердость и несгибаемость в определенных вопросах. Ведь подростка порой бросает из крайности в крайность. Он пробует себя реализовать в различных компаниях, сферах деятельности. Ослабить контроль над ним нужно, но не давать ему полную свободу.
Ему еще не хватает жизненного опыта, зрелости суждений, зато уверенность в своих практически неограниченных способностях непоколебима. Это может привести к серьезным ошибкам и просчетам с его стороны, которые потом исправить будет крайне сложно.
Проблемы пубертатного периода
Гормональные всплески, физиологические изменения становятся причиной непослушания, дерзости. Это приводит к тому, что родители перестают понимать своего отпрыска, рождается агрессия. Взрослые пытаются сохранить лидерство за собой и не дать сесть себе на шею. Все это приводит к неизбежным конфликтам.
Наименование | Описание |
Тревожность | Основной причиной является тревога по поводу того, как примут в группе сверстников, установить свою значимость |
Стыд, страх | Боязнь вызывают физиологические изменения, боязнь сказать что-то глупое, казаться маленьким, смешно выглядеть |
Злость, агрессия | Возникает в результате повышенной выработки тестостерона |
Неуверенность в себе | Расстраивают внешность, разлад в отношениях с родителями, неудачи в учебе. Самый большой страх – не понравиться сверстникам, противоположному полу |
Снижение успеваемости | Пониженная концентрация внимания, ухудшение памяти |
Особенности развития | Скачок роста, полового созревания может длиться до двух лет. Однако, такое положение дел может вызывать насмешки у более развитых сверстников |
Подростки стараются изучать свои способности. Поэтому их поведение может быть вызывающим, рискованным.
Причины конфликтов
Разногласия между родителями и подростками в семье возникают из-за нежелания родителей понимать свое чадо, находить компромиссы, быть терпеливыми. Проявляться ссоры могут в следующем:
непослушание, хамство, грубость по отношению к родителям. Это происходит потому что ребенок специально стремиться обесценить авторитет старших. Грубость проявляется в том случае, если родители продолжают давить на подростка, соблюдая строгую модель воспитания;
вседозволенность. При отсутствии внимания, понимания, участия со стороны взрослых возможен суицид
Детям в этом возрасте важно понимать что их все так же любят, как и раньше;
требование купить то же, что у других. Все это является желанием быть таким как все сверстники, не выделяться, идти в ногу со временем
Пытаться достучаться до ребенка, что одежда, гаджеты не являются главными – бесполезно;
снижение успеваемости сопровождается отсутствием мотивации, подражанию авторитетам-сверстникам;
смена имиджа. Не всегда новый стиль ребенка приветствуется родителями. Для ребенка – это способ самовыражения, чтобы выделиться среди сверстников.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Запишитесь на онлайн консультацию, если вас беспокоит взаимоотношения с вашим ребенком-подростком. Наши психологи на дистанционной консультации проведут психокоррекцию страхов, тревог ребенка, помогут ему справиться с подростковым периодом, научат родителей коммуницировать с детьми. Наши психологи работают для вас круглосуточно.
Характерные комплексы подросткового возраста
Психологи выделяют несколько разновидностей комплексов, которые мучают подростков:
- Неполноценности. Встречается почти у 80 процентов детей, при этом некоторые и сами не понимают, что страдают от такого. Подростки остро чувствуют свою ущербность на фоне ровесников.
- Финансовый. Зависит от финансового достатка семьи, зарплаты мамы/папы. Ребенок не понимает, что не все родители могут иметь большие деньги. Особенно комплекс обостряется, если в его окружении есть дети с обеспеченных семей, которые хвастаются дорогими вещами.
- Отличника/отличницы. Развивается в школе. Часто развитие комплекса провоцируют родители и педагоги. Ребенок начинает ставить себе высокие планки и если не достигает их, становится агрессивным и замкнутым.
- Безответной любви. Когда парень или девушка не получают взаимности от объекта воздыхания, они начинают копаться в себе, пытаясь найти в себе причину сложившейся ситуации. Часто результатом этого процесса является «открытие» новых недостатков.
Эти комплексы являются типичными для подросткового возраста, но каждый ребенок переживает их индивидуально. Главная задача родителей — поддерживать со своим чадом доверительные отношения и пытаться в каждой ситуации находить положительные моменты.
Чтобы правильно воспитать подростка и не испортить с ним отношения, родителям и педагогам следует понимать, что перед ними не просто ребенок, а личность
Взрослым важно учитывать темперамент ребенка, его половую принадлежность, интеллектуальные способности, физические возможности и характер. Родители и педагоги обязаны помочь подростку найти социально-приемлемые пути самовыражения и средства самоутверждения
Что такое девиантное поведение
Девиантное поведение — это поведение, отличающееся от норм и стандартов, принятых в обществе: правовых, моральных, возрастных. Так как нормы могут варьироваться в зависимости от возраста, региона проживания, социального положения, то и понятие девиантного, отклоняющегося поведения будет иметь разное значение.
И в первую очередь стоит объективно оценить поступки подростка. В чём заключается проблема? Подросток ворует? Или просто красит волосы не в тот цвет, который считается нормальным среди взрослых и серьёзных людей?
Выделим основные формы девиантного поведения в подростковом возрасте, которые требуют повышенного внимания со стороны взрослых.
Научим договариваться и достигать компромисса
Записаться на консультацию
Особенности физиологии и психологии в период подросткового возраста
Физиология
Здесь идет интенсивный рост и формирование организма в зависимости от пола. Перестройке подвержены все органы. Большую часть модификаций берут на себя нервная и эндокринная системы.
В 9-10 лет. Развитие у мальчиков и девочек примерно одинаково.
В 10-11 лет начинается выработка половых гормонов. Причем у девочек в большей концентрации. К 15-16 годам девочки уже сформированы.
Рост мальчиков продолжается к 18-20 годам.
Половое созревание девочек начинается на 1-2 года раньше. Они обгоняют в росте мальчиков. Отсюда и увлечение мальчиками, которые старше их. После завершения полового созревания темп роста девочек резко падает. К 15 — 16 годам они уже сформированы. Рост прекращается.
Нормализация состояния сердечной системы зависит от активности подростка. Чем выше, тем лучше.
Психология
Основной бич — неврозы. Они являются следствием не только физиологии, но и психологии
Ведь для подростка важна внешность и внимание сверстников, а половое созревание вечно вставляет палки в колеса то прыщами, то неуклюжестью, то излишним запахом пота…
Недостатки любого размера в первую очередь бросаются в глаза. Причем не только подростка, но и его окружения. Привлечение внимания становится отправной точкой асоциальной культуры, часто нелюбимой родителями. Из-за чего собственно возникают ссоры и еще большее снижение родительского авторитета.
Быстрая смена настроения и поведения — характерный симптом.
Идет парадоксальная переоценка нравственных и моральных ориентиров.
Хороший невролог для подростка просто необходим!
Причины девиантного поведения подростков
Скорее всего, многие наши читатели нашли в особенностях девиантного поведения и свои подростковые проблемы. Этот период действительно очень непростой для детей. Давайте разберём, какие причины могут спровоцировать неадекватное поведение у подростков.
Физиологические и психологические причины
1. Кризис подросткового возраста
Сам по себе кризис является сложным этапом. Сопровождается раздражительностью, вспыльчивостью, стремлением к независимости. Подростки начинают больше прислушиваться к мнению сверстников. Физическое развитие даёт ощущение взрослости, но при этом большей свободы ребёнок не получает, что приводит к конфликтам.
2. Половое созревание
Тоже становится причиной асоциального поведения подростков. Тело меняется, и подростки часто чувствуют себя неуклюжими. Появляются новые желания, сексуальное влечение. Изменяется гормональный фон, возникают проблемы с кожей, запах пота становится более резким. Многие дети с трудом принимают происходящие изменения, критично относятся к своему телу и внешности, что сказывается на настроении и самооценке.
3. Раннее половое созревание
В некоторых случаях пубертат начинается раньше нормы, до 10 лет, и может провоцировать дополнительные проблемы с поведением и эмоциональным состоянием у детей. Также на этом фоне могут возникать головные боли и быстрая утомляемость, которую родители часто принимают за лень.
4. Недостаток сна и отдыха
Как и у взрослых, отсутствие или недостаток сна вызывает тревожность у несовершеннолетних и провоцирует девиантное поведение. Дети, которые мало спят, чаще жалуются на плохое настроение, вспышки злости, хуже контролируют эмоции и справляются со стрессом. Поэтому здоровый сон важнее сделанных в ночи уроков или дополнительных кружков.
5. Особенности созревания мозга
В 13 лет начинают активно созревать зоны мозга, отвечающие за эмоции, но при этом те зоны мозга, которые сдерживают эти эмоции — развиты недостаточно. Поэтому подросткам бывает сложно контролировать свои поступки.
Внешние причины
1. Выученная беспомощность
Апатичное состояние, в котором подросток не делает ничего, чтобы улучшить своё положение, даже если имеет возможность. Подросток не верит в свои силы, ему кажется, что изменения невозможны. Причины возникновения такого состояния:
- у ребёнка нет опыта успешной самостоятельной деятельности, так как родители перехватывают инициативу и торопятся делать всё за него;
- ранее ребёнок сталкивался с ситуациями, которые оказались для него непосильны, из чего он сделал вывод, что в принципе не может влиять на ситуации;
- ребёнок воспринимает любые ошибки как катастрофу: я неудачник, у меня ничего никогда не получается, всё бесполезно.
2. Сексуальное насилие
Может вызывать девиантное поведение, в том числе и сексуальные девиации, которые, в свою очередь, могут спровоцировать появление и других видов девиантного поведения подростков: агрессию, употребление алкоголя и т.д. Требуются особая деликатность в обсуждении этой темы, работа с психологом и бережное отношение к подросткам, пережившим сексуальное насилие.
3. Девиантное поведение в семье
Девиантное поведение членов семьи может послужить причиной формирования асоциального поведения у подростка, ведь ребенок берет пример со своих родителей. Насилие в семье по отношению к ребёнку также способно спровоцировать поведенческие проблемы в подростковом возрасте.
4. Асоциальное поведение в окружении
Плохая компания также вызывает развитие этой проблемы. Друзья, которые пьют алкоголь, могут подтолкнуть непьющего пока подростка к употреблению спиртных напитков. А если среди знакомых есть правонарушители, риск того, что подросток также нарушит закон, возрастает.
5. Школьное образование
Чем более авторитетной и справедливой кажется школьная система, тем менее выраженную форму принимает девиантное поведение подростков. Отрицательная оценка школы, а особенно несправедливое отношение учителей к ученикам, может вызвать протест у подростка, например, прогулы, срывы уроков или отказ учить предмет.
14-летний возраст
Значение каждого этапа, который будет рассматриваться, поясняется установкой в этот возрастной период различных этических, моральных принципов, установок социального характера.
Можно отметить наличие многочисленных сдвигов, которые будут носить характер полного слома всех, которые будут ранее привиты. Это касается вопроса, связанного с межличностными отношениями, интересами и особенностями. Нужно понимать, что все перестройки, которые характеризуют данный этап, сопряжены с субъективными проблемами лиц подросткового возраста. Это связано с переживаниями, которые существуют в душе, наличие внутренней сумятицы, трудностей, связанных с физиологией.
Можно отметить и трудности, которые касаются понимания, как педагогических работников, так и родителей. Они могут страдать от проявлений грубости, агрессивности, раздражительности, негативизма.
Специалисты в сфере психологии считают, что этот возраст получил название пяти «нет», так как подростки проявляют следующие особенности поведения:
- Полное нежелание учиться, несмотря на наличие способностей (см. Прокрастинация);
- Отсутствие желания выслушивать советы;
- Нежелание слушать какие-либо советы, рекомендации;
- Отсутствие стремления выполнять дела по домашнему хозяйству;
- Отсутствие желания убирать за собой;
- Нежелание быть пунктуальным.
На данном этапе можно отметить наличие следующих сдвигов, которые касаются биологического характера: существенное увеличение роста, изменения в эндокринной системе, различные преобразования в моторном аппарате, отсутствие соответствие роста капилляров и миокарда. Можно столкнуться с различными дисфункциями, которые касаются сердечно- сосудистого аппарата.
Можно выделить следующие биологические трансформации:
- Развитие сексуального влечения;
- Наличие резких перемен, связанных с эмоциональными состояниями, реакциями и настроением (слабость, регулярная апатия, наличие возбужденности, неуравновешенность);
- Наличие угловатости, суетливости, непринужденного и яркого проявления эмоциональной составляющей.
Главная потребность, которую испытывают в этом возрастном этапе, это желание добиться коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Общение будет представлять своеобразное средство познания своей личности через остальных людей. Им хочется самоутверждаться, демонстрировать разные поступки, чтобы отыскать себя, свое предназначение.
Подростки хотят больше времени проводить с друзьями, что приводит к существенному снижению мотивации, сопряженной с учебной деятельностью. Юноши гораздо менее общительны, чем девочки. Представительницы прекрасного пола хотят больше общаться именно с молодыми людьми более старшего возраста.
Стоит упомянуть, что психологические особенности подростка в данном возрасте связаны с осложнениями, которые касаются возрастающего воздействия эмоциональной сфера на совершенно разные виды деятельности. Эмоции будут влиять на отношение к педагогическим работникам, взрослым людям, сверстникам, непосредственно учебной деятельности. Можно забыть про работу разума (см. Как работает подсознание) в данной ситуации.
Развитие самопознания
Подросток начинает интересоваться собой, своими способностями, оценивает и сравнивает себя с другими, пытается понять свои чувства. Учитывая развитие самосознания, и пытаясь занять более выгодное положение среди ровесников, подросток стремится к самовоспитанию. Он хочет иметь больше положительных качеств, чем негативных. Но небольшой жизненный опыт и несформированное мировоззрение провоцируют развитие у подростка противоречий между желанием самовоспитания и неумением его реализовать.
Ребенок осознает себя как личность за 2 этапа. Вначале он понимает, что отличается от своих сверстников и принадлежит к взрослому миру. Он может:
- подражать взрослым,
- быть зависимым от сверстников.
На новом этапе подросток:
- понимает, что он уже не является ребенком;
- постепенно понимает свои личностные особенности;
- меньше зависит от сверстников.
Последний пункт крайне важен. Если сверстники заставят подростка что-то сделать против его желания, он сможет им отказать.
Важное место в развитии подросткового самосознания занимает представление о своем телесном образе, а также сравнение себя с общепринятыми стандартами женственности или мужества. На фоне этого мальчики могут заниматься силовыми тренировками, а девочки— гимнастикой, танцами
В мотивационном аспекте и поведении подростка проявляются противоположные стремления:
- Быть не таким, как все, особенно при общении с родителями.
- Подражать группе ровесников и соответствовать модным тенденциям.
Самосознание и формирование Я-образа тесно связаны с созданием образа Другого
В большинстве случаев этим «Другим» становится сверстник, общение с которым крайне важно для взрослеющего ребенка. Данная особенность может специфически проявляться:
- Когнитивно-простой подросток, который поверхностно анализирует внутренний мир, отождествляет себя с ровесниками и акцентирует сходство между собой и ними.
- Когнитивно-сложный подросток пытается понять суть человека, идентифицирует себя только с определенными сверстниками и подчеркивает свое отличительные черты.
Отождествление себя с ровесниками является нормальным явлением и помогает формировать «Я-образ» каждого подростка. В возрасте 13–14 лет этот образ теряет устойчивость и целостность. Ребенок это крайне остро чувствует. Чтобы прекратить копировать поведение окружающих людей, взрослый человек использует самопознание и самоанализ, а у подростка эти качества еще развиваются. Из-за этого ребенок испытывает сильный стресс, который приводит к следующим проблемам:
- неадекватному поведению;
- снижению самооценки;
- нестабильному развитию «Я-образа».
Взрослые обязаны помочь подростку пережить этот сложный момент, создать ему оптимальные условия для правильного самопознания.
Развитие личности подроста: предвозрастные стадии и мнение
В возрасте 11-12 лет на смену ведущей учебной деятельности на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками. К возрасту 15-17 лет оно сменяется на учебно-профессиональную деятельность, в связи с которой у подростков формируется определенное мировоззрение, самосознание, интеллект, умение строить жизненные планы, целеполагание и множество других полезных навыков, необходимых в человеческом обществе.
Особенности подросткового периода можно условно разделить на несколько стадий:
- Чувство взрослости. Пограничное состояние – вроде уже не ребенок, но и не взрослый. Личность еще не созрела. А уже так хочется быть взрослым. Взросление связано с ответственностью и самостоятельностью, поэтому подростки пытаются высвободиться из подчинения старших, что нередко ведет к конфликтам в семье и школе.
- Критичность мышления. Имеет два полюса: положительный, когда ребенок учится самостоятельно мыслить, делать выводы и отрицательный, когда подросток спорит, доказывает свое видение ситуации, часто сомневается.
- Нестабильность в поведении и эмоциональная неустойчивость. Обуславливаются изменениями на уровне физиологии – небывалый всплеск гормонов провоцирует перепады настроения, резкость в суждениях, грубость, агрессию и даже жестокость.
- Потребность в самоутверждении. Желание подростка занять свое выгодное положение среди сверстников, иметь личное мнение, чтобы с ним считались, одобрение и поощрение от родителей. Здесь тоже проявляется противоречивость: с одной стороны желание выделиться, с другой – быть как все.
Физические особенности подростков
В этот период как юноши, так и девушки стремительно растут. Кроме неочевидных всплесков гормонов, проявляющихся чаще проблемами с кожей и колебаниями самочувствия, происходят радикальные физические изменения, и настолько стремительно, что это становится стрессом для всех систем организма.
У девочек
У подростков женского пола в период полового созревания наблюдаются:
- округление форм;
- увеличение веса;
- рост молочных желез;
- появление растительности под мышками и в зоне паха;
- становление менструального цикла и т.д.
У мальчиков
У подростков мужского пола стремительное нарастание физиологических изменений начинается примерно на 1 год позже, чем у девочек.
Для этого периода характерны:
- резкий рост;
- развитие костей таза по мужскому типу;
- расширение плеч;
- нарастание мускулатуры;
- увеличение внешних половых органов;
- огрубение голоса.
У мальчиков подростков физиологические изменения происходят на 1 год позже, чем у девочекФото: Folenial / Сайт shutterstock.com
Невролог: рекомендации по взаимодействию для профилактики
Специалист рекомендует 7 простых правил:
Делать уроки возле окна.
Следить за временем, проведенном в компьютере.
Следить за осанкой в сидячем положении.
Сон: не менее 9-10 часов в сутки.
Уделять внимание в рационе крупам, а не сладостям.
Активная физическая деятельность.
Регулярное закаливание.
Таким образом, пугаться посещения невролога не стоит. Наоборот это необходимое мероприятие для детей, причем с малого возраста. Для профилактики различных заболеваний психиатрического спектра достаточно выполнять 7 простых правил, перечисленных выше. Эффект не заставит себя ждать!
Как остановить ребёнка, который хочет проколоть язык или покрасить волосы в зелёный?
Тело ребёнка принадлежит только ему самому, стопроцентного контроля над ним родитель не имеет и, наверное, не должен иметь.
«Но если вы против преображения, то точно нельзя категорически запрещать. Попробуйте потренировать у него умение думать на перспективу, планировать, бороться с импульсивностью: предложите подростку вместе выбрать хороший салон, накопить самому денег на покраску волос, изучить отрицательные отзывы на процедуры и оценить, насколько он готов принимать последствия. Возможно, пока он будет готовиться, желание улетучится. Если нет — приобретёт новые полезные навыки и опыт».
Проблемы в подростковом возрасте?
Существенное влияние на развитие подростков в современном мире могут оказать ускоренный ритм существование, предпочтение именно гедонистического образа жизни (см. Гедонизм), сложности, которые касаются реальных тенденций социального продвижения. Все обстоятельства, которые сложились способны привести к ощущению у детей апатии, возникновению агрессивных и депрессивных тенденций (см. Депрессия), абсолютного нравственного безразличия. Им трудно смириться с теми моральными ценностями, которые царят в обществе и навязываются в силу семейного воспитания. Это все приводит к возникновению когнитивного диссонанса.
Важно упомянуть о следующих проблемах, которые существуют в подростковом возрасте:
- Наличие гневливости у людей, желанию прибегнуть к откровенным провокациям и манипуляциям, которые касаются именно ближнего окружения. Можно отметить, что они были неосознанными;
- Полное отсутствие эмоциональной устойчивости;
- Наклонности к суициду, которые вызваны слишком низкой самооценкой, равнодушием со стороны матери и отца, чувством одиночества, депрессивными расстройствами;
- Гомосексуальные тенденции, которые заключаются в наличии интимного влечения к представителям своего пола с соответствующими фантазиями в данном направлении;
- Депрессивные тенденции, которые касаются подавленного настроения, пессимизма, осознания собственной никчемности, заторможенности в движениях, однообразием, которое касается представлением, сниженных побуждения, самых разных отклонений в соматической сфере;
- Самоопределение, которое считается социального самоопределения, жизненного, профессионального, нравственного и семейного аспекта.
Рекомендации для родителей подростков
Переходный родитель сопряжен со сложностями, которые касаются не только подросткам, но и его родителей
Важно установить в отношениях с повзрослевшими сыном и дочерью доверие, взаимное понимание. Родители должны проявлять инициативу, не стоит показывать свою обиду словами детей
В то же время, важно поддерживать свой авторитет, чтобы ее стать объектом манипуляций. Важно прибегнуть к методу «я-высказываний», чтобы говорить о своих чувствах. Ни в коем случае не стоит обесценивать проблемы подростков, говоря о них пренебрежительно с высоты своего опыта.
Важно научиться говорить с подростками, показывать им свою любовь. Если повзрослевшее чадо уважает родителей, оно расскажет про свои проблемы, не будет пренебрегать их советами
Следует всеми силами добиваться развития у ребенка адекватной самооценки. В то же время, важно постепенно прививать подростку мысль, что он несет ответственность за собственные поступки.
Родители должны понимать всю важность процесса отделения ребенка от семьи. Не следует навязывать свою опеку, пытаться сломить характер подростка в угоду своим убеждениям и планам
Переходный период – это важный этап для формирования личности человека. Родителю следует больше выслушивать подростка, интересоваться его жизнью. Помните, что чем больше понимания ребенок в подростковом возрасте находит в семье, тем меньше у него будет желания оказаться в «плохой» компании.
Кризис идентичности
Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.
Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:
- положительная: кем подросток должен стать;
- отрицательная: кем не должен стать.
Особенности психологии девочек в подростковом возрасте
Можно упомянуть про интенсивный рост организма с гормональной перестройкой. Тело девушек становится более округлым, можно заметить прибавку в весе, вследствие женственных очертаний.
Организму приходится оперативно адаптироваться к тем изменениям, которые происходят. Может наблюдаться физическое и моральное истощение. Девочки страдают от повышенной усталости, апатии и сонливости. Стоит упомянуть про обострение недугов, связанных с хроническими заболеваниями, появлением совершенно новых болезней.
Ухудшение кожи связано с ростом гормонов, что оказывает негативное действие на эмоциональную составляющую ребенка. Можно отметить и появление первых менструаций, которые включают в себя не только выделения, но и набухание в груди, повышенную плаксивость, раздражительность, увеличение аппетита.
Все процессы, которые проистекают в организмы, будут в любом случае отражаться и в детской нервной системе. Девочки будут страдать от лишнего веса (см. Лишний вес), проблем с кожей, появления запаха пота, что неизменно отразится на их самооценке, последующих комплексах.
Можно отметить и частую подверженность грусти и унынию. Подростки считают, что у них все плохо, а родители и значимые взрослые не понимают их потребностей. Можно отметить и существенное ухудшение памяти, снижение концентрации внимания с нарушение способности грамотно излагать свои мысли.
Психологи говорят, что девочки в этом возрасте могут напомнить трехлеток. Они часто говорят фразы, которые призваны оттолкнуть от них окружающих и близких людей.