«Аплодисменты» — для неуверенных детей
Тревожным, неуверенным в себе, испытывающим проблемы в общении детям будет очень полезна следующая игра. Она очень проста, но при этом имеет большой энергетический и психотерапевтический потенциал. Игру желательно проводить в компании сверстников ребенка или тех людей, с которыми он много общается. Играющие встают в круг. Ведущий объявляет, что сейчас всем представится замечательная возможность поприветствовать великого ученого (актера, художника, педагога и т. д.), и называет имя ребенка, которого просит выйти в центр круга. Все остальные встречают «знаменитость» громкими аплодисментами, улыбками и дружескими рукопожатиями.
Что делать, если ребенок проявляет агрессию?
Если агрессия вербальная.
Чаще это звучит как: «ты плохой/плохая», «ненавижу тебя». Мой ребенок любит вербально «сливать меня в унитаз».
Будьте спокойными и проговорите его чувства. «Ты злишься сейчас? Я понимаю, на твоем месте я б тоже злилась».
Ребенку важно безопасно злиться, «разрушать» мать и отца, но при этом не получать возмездие. Вспомните, сколько поводов было у вас в детстве позлиться? Необходимость вставать рано (ребенку не понять зачем вот это ваше «надо»), учить уроки, кушать это, а не другое, не курить, когда родители курят и т.д. Вспомните, сколько поводов было у вас в детстве позлиться? Необходимость вставать рано (ребенку не понять зачем вот это ваше «надо»), учить уроки, кушать это, а не другое, не курить, когда родители курят и т.д
Вспомните, сколько поводов было у вас в детстве позлиться? Необходимость вставать рано (ребенку не понять зачем вот это ваше «надо»), учить уроки, кушать это, а не другое, не курить, когда родители курят и т.д.
Если ребенок дерется, бросает вещи.
Поможет тоже самое, но обозначьте границы: «Бить животных/маму/сестру нельзя». Я могу тебе предложить побить подушку, игрушку, помять пластилин, смять бумагу и т.д.
Когда ребенок успокоился обязательно обнимите. А лучше обнимите с самого начала. Главное – быть с ребенком рядом в эти моменты. Принять его чувства, не осуждая, не боясь, не убегая в другую комнату и не отстраняя его. Если ребенок вас не слышит попытайтесь переключить его. Включите музыку, похлопайте в ладоши, спойте, прочтите стих. Сделайте то, что он не ожидает.
А дальше расставляем все точки: «Ты очень разозлился на то, что я не попросила выключить телефон. Я понимаю, что ты очень любишь играть. Но нам нужно спать».
Ребенок успокоился, но говорить не хочет? Просто тихо посидите рядом, чтобы ваш малыш знал, что вы рядом.
Аутоагрессия
Отдельно стоит поговорить про аутоагрессию. Это действия, которые направлены не во вне, а на себя.
Грызение ногтей, царапанье кожи, нанесение увечий, самобичевание, а в самых тяжелых случаях – и попытки суицида. Зачастую ребенок, который направляет агрессию против себя, сначала пробовал направить вовне, но получил сильный отпор, не обязательно физический, но нравственный (когда злиться бывает почему-то очень стыдно, неприемлемо).
Делать с аутоагрессией необходимо все то же, что со злостью. Принимать, проговаривать и проявлять. Ну и про помощь психолога не забывайте.
Основные причины детской агрессии
Для возникновения агрессии у ребенка существует множество поводов и пусковых механизмов. И они разнятся от семьи к семье. И все же, психологи называют пять самых распространенных причин, которые способствуют появлению детской агрессии.
1. Проверка границ дозволенного
Подросший малыш с удивлением понимает, что не всегда он является центром вселенной. Ему хочется потрогать то и другое, взять третье, но взрослые отвечают: «Нельзя!»
Если же мама с папой непоследовательны в своих запретах, после детских истерик меняют собственное решение, то не следует удивляться агрессивности ребенка.
2. Неудовлетворенные желания
Мама не разрешает смотреть мультик? Запрещает брать на прогулку машинку? Детские желания не удовлетворены. А они захватывают кроху целиком и полностью. Не умея высказывать свое разочарование, малыш начинает толкаться, щипаться, швыряет машинку на пол.
3. Непринятие чувств ребенка
Очень часто родители запрещают выражать детям негативные эмоции, особенно это касается мальчиков.
Малышу говорят: «Мужчины не плачут!» или «Не реви, ты же не девочка!» Не имея возможности проработать и отразить подобные чувства, ребенок копит негатив и переводит его в агрессию.
4. Особенности воспитания в семье
Не секрет, что от характера взаимоотношений между детьми и родителями зависит и формирование личностных качеств ребенка.
Так, при авторитарном стиле воспитания, малыш может стать неуправляемым в ответ на излишнюю строгость взрослых. При попустительском стиле ребенок ведет себя так, как хочет, не ощущая родительского контроля.
5. Подражание
Еще одним фактором возникновения детской агрессии может стать подражание негативному поведению взрослых (ругань, повышенный голос, рукоприкладство, категоричные приказы), любимых персонажей кинофильмов и мультиков.
А если это все вы уже слышали/читали и даже пробовали, но у вас это «не работает»?
«Не работать» может, потому что:
- Злости и/или агрессии у ребенка слишком много
- Злость, которая долгое время не находила выхода может быть очень сильной и приносить окружающим ущерб, увечья, вызывать жалобы учителей и родственников. И как следствие порождать «ярлыки», с которыми ребенку остановится еще сложней: «неуправляемый», «невозможный», «агрессор».
Список можно продолжать…
Что важно знать?
Ребенок не строит план, как обидеть. Он случайно выбрал такой способ «общения», потому что для него он был самым простым в какой-то сложный период.
Ребенок меняется, учится, познает и, как губка, впитывает. Он изменчив и лабилен. Напитайте губку любовью и повесьте другой ярлык.
Другого способа сказать нет, отстоять свои границы защитить себя или привлечь внимание он просто не знает. Иногда тревоги слишком много. А иногда обиды на все «человечество»
Причин много. В анализе их будет полезен детский психолог, однако знания о том, что всему есть причина, помогают отнестись к агрессии с пониманием
А иногда обиды на все «человечество». Причин много. В анализе их будет полезен детский психолог, однако знания о том, что всему есть причина, помогают отнестись к агрессии с пониманием
Иногда тревоги слишком много. А иногда обиды на все «человечество». Причин много. В анализе их будет полезен детский психолог, однако знания о том, что всему есть причина, помогают отнестись к агрессии с пониманием.
Все мы разные. Ребенок не обязательно должен быть таким же быстрым, как родители, не обязательно усидчивым, как его старшие братья и сестры. Он может быть другим.
Появление детской агрессии
Во многих случаях агрессия – это своего рода защита, которая естественна не только для детей, но и для взрослых. В случае возникновения угрозы, мы стараемся защититься. Дать сдачи обидчику – это адекватная реакция. Другой вопрос, что довольно часто агрессивное поведение становится нормой. В это случае кроха не только выказывает защиту, но и старается напасть сам, без всяких на это объективных причин. Это может говорить о том, что ребенок в силу каких-либо причин просто вынужден проявлять агрессивность. Для того, чтобы скорректировать данное поведение, необходимо разобраться в истоках.
Эмоциональная атмосфера в доме
Если ребенку приходится наблюдать за постоянными ссорами и конфликтами родителей, ему становится некомфортно. Маленькие дети могут ощущать, что именно они являются виновниками испорченных отношений между значимыми взрослыми. Более того, в результате семейных разборок, у ребенка закладывается модель поведения семьи, вследствие чего, в будущем, он будет неосознанно воспроизводить ее в своей семье.
Неправильно выбранный стиль воспитания
Когда мать и отец не могут справиться с эмоциями, позволяют себе кричать на ребенка, бить его, игнорировать, высмеивать интересы, малыш может проявлять агрессивность, чтобы заставить таким образом уважать себя. Более того, во многих благополучных семьях считает нормой напугать кроху разлукой, возможностью отдать его посторонним, отправить в детский дом или оставить на улице, если он не начнет слушаться. Эти методы, также как и проявление гиперопеки, когда ребенок пытается отстоять личные границы и сделать самостоятельный выбор, способный привести к появлению агрессивному поведению.
Некомфортная атмосфера в детском учреждении
К сожалению, в детских коллективах можно встретить не только агрессивно настроенных детей, но и взрослых, которые позволяют себе физическое и моральное унижение над воспитанниками и учащимися. Немудрено, что ребенку приходится защищаться, чтобы не дать ощутить моральное превосходство над собой и защитить, таким образом, чувство собственного достоинства.
Обесценивание чувств и эмоций ребенка
Маленький ребенок – это не только радостные моменты, связанные с его улыбкой, смехом, какими-либо достижениями и хорошим отношением к родителям. Каждый человек имеет право выразить свои чувства, которые могут быть, как положительными, так и негативно окрашенными. Не стоит говорить ребенку, что он не имеет право плакать, злиться, выказывать раздражение и показывать, что ему в данный момент некомфортно. Ни одно чувство и эмоция не проходят для психики бесследно, трансформируясь в психосоматические расстройства, проблемы с доверием, с построением отношений с другими людьми и попыткой выразить себя через неформальные увлечения и экстремальные виды спорта, чтобы почувствовать себя «живым».
Повышенный уровень тревожности у ребенка
Родители, руководствуясь благими намерениями, могут стараться обезопасить малыша от каких-либо опасностей, выказывая предостережение относительно тех или иных действий ребенка. Это лишает кроху инициативы, здоровых амбиций, желания узнавать окружающий мир. Нередко мнительность и впечатлительность – черты характера самого ребенка. В том и другом случае можно наблюдать проявление агрессивности как способа обезопасить себя от возможных трудностей.
Правила поведения для детей и взрослых.
Прислушавшись к следующим советам, процесс воспитания вашего чада преобразуется новыми идеями и возможностями по разрешению конфликтных ситуаций.
Для родителей:
в случае нескольких детей в семье каждому уделить должное внимание;
наладить семейные отношения между всеми членами семьи;
зная, что будет агрессивное поведение после ваших слов или действий, по возможности исключить их;
установить наличие всех семейных проблем для их устранения;
при первых признаках агрессии перенаправить (отвлечь) малыша в положительное русло;
при каждом конфликте в семье не боятся напоминать всем присутствующим, что на вас смотрит малыш и копирует модель поведения;
не обзывать ребенка ни при каких обстоятельствах;
привить малышу навыки общению со сверстниками;
если все в порядке, а поведение малыша остается агрессивным, обратиться за помощью к специалистам (психологу, невропатологу);
агрессивные меры воспитания (угол, на колени, шлепки) приводят к такому же ответу;
не сравнивать свое чадо с лучшими детьми;
не употреблять слово «плохой», не занижать детскую самооценку;
любить дитя, несмотря на его поведение, и каждый раз демонстрировать ему свое отношение;
не разрешать непоседе направлять в человека или животного детским оружием, даже в игре.
Разговаривайте, объясняйте все мотивы и следствия поведения, уговаривайте и договаривайтесь с ним. Малыш также научится обговаривать с вами свое негодование и чувство, будет выражать словами свои эмоции.
Агрессивное поведение ребенка, ее причины и последствия можно предупредить, если вы будете регулярно хвалить малыша.
Коррекционные занятия с детьми заключаются в проигрывании конфликтной ситуации как театральное представление; в обучении ругаться и кричать в приемлемой для общества форме; в помощи в общении с окружающими людьми; в умении совладать со своими эмоциями.
Широко распространено понятие агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии не должны считаться только негативом. У каждой медали есть две стороны, в агрессивном поведении есть и хорошая сторона. Направьте детскую агрессию на достижение целей, преодоление трудностей, завоевания и объединения коллектива, самовыражения в социуме.
Агрессия. Игры для снижения агрессии – Мастер-класс «Игры для снижения агрессивности у воспитанников»
Публикация «Мастер-класс «Игры для снижения агрессивности у…» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Практический семинар «Формирование познавательно-речевых навыков через игры, направленные на преодоление агрессивности, тревожности, застенчивости у воспитанников » Тема: «Игры,…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Играем дома с мамой. Подборка игр для снятия агрессивного поведения у детей от 2–4 лет Рекомендации для родителей. Игры для дома. 1- Бумажные ежики. Берем листок бумаги вместе с ребенком его комкаем и бросаем . ( Бросать можно в цель ,или друг в друга. Для цели подойде любая емкость( Ведерки,корзины для белья и тд) 2. Игрушка-мягкая подружка. Найти дома красивую…
Игры для снятия детской агрессии В настоящее время, когда мы живём в мире больших скоростей, когда нужно принять, запомнить и переработать огромное количество, поступающей к нам информации, не только взрослые, но и дети испытывают усталость и стрессовые состояния, которые проявляются в виде раздражительности,…
Игры для детей с агрессивным поведением Каратист (снятие физической агрессии. Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами. Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее,…
Агрессия. Игры для снижения агрессии – Игры и упражнения на снятие агрессии у детей
Статья «Игры и упражнения на снятие агрессии у…» “ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ” Игры и упражнения направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад. Игра…
Игры по коррекции агрессивности Игры по коррекции агрессивности . Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые . Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков. Нарушение: СДВГ, РДА, агрессивность. Возраст: 3-4 года. Описание игры: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки,…
Консультация для воспитателей «Как играть с агрессивными детьми» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 70» Консультация для воспитателей на тему: Как играть с агрессивными детьми. Подготовила воспитатель: Мущинина О.С. г. Ярославль 2020г. На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие…
Игра для снятия общей агрессии, негатива, упрямства у детей старшей группы «Упрямая подушка» Цель: снятие общей агрессии, негатива, упрямства. Воспитатель подготавливает “волшебную, упрямую подушку” (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: “Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а…
Страницы: …
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта
Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Виды агрессии у детей
По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:
- гетероагрессия
- аутоагрессия
Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.
По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:
- реактивное
- спонтанное
Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.
По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:
- инструментальным
- целевым
Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.
По открытости проявления агрессивное поведение может быть:
- прямым
- косвенным
Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.
По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:
- экспрессивное
- вербальное
- физическое
Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:
- интонации
- мимики
- жестов и пр.
Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.
Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:
- социализированная
- несоциализированная
Социализированная
У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание
Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат. Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное
Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное. В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается
После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным
В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.
Несоциализированная
Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.
При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.
Как бороться
Справиться с агрессией у детей не так сложно, как кажется. Есть достаточно много методов и способов. Рассмотрим основные.
- Бесконечная и безусловная любовь. Ребенок должен ежедневно и ежеминутно чувствовать, что вы его любите несмотря ни на что. Ни в коем случае не следует шантажировать ребенка «Если будешь так делать — я тебя разлюблю» — это не решит проблему, а только нанесет вред.
- Общение. Разговаривайте, спрашивайте, интересуйтесь делами ребенка, его поступками и мыслями. Не забывайте рассказывать и о себе — например, если вы не настроены на беседу, то скажите ребенку правду: вы устали, у вас болит голова, у вас плохое настроение… Ребенок должен знать, почему в данный момент вы не хотите общаться, и должен понимать, что он в этом не виноват.
- Наказание. Наказание со стороны родителя — адекватная мера противостояния агрессии детей. Но нужно помнить о том, что наказания должны зависеть не от вашего настроения, а иметь строгую систему.
- Неправильно: если у вас хорошее настроение — сердито пошутить, если плохое — ремень.
- Правильно: серьезность наказания зависит от поступка ребенка, а не от вашего настроения.
- Поощрение хороших поступков. Ребенка необходимо хвалить. За любой, даже самый пустяковый (на ваш взгляд) поступок, ребенок должен получить искреннюю и достаточную порцию похвалы.
- Обоснованные запреты. Все, что вы запрещаете ребенку, должно иметь под собой прочное основание. Нельзя запрещать что-либо делать потому что «Я твоя мама!» или «Я так сказал!». Любой запрет должен быть объяснен ребенку в понятной для него форме.
- Контроль над собой. Если вы склонны нервничать, переживать, ругаться, демонстрировать свой гнев — неудивительно, что ребенок будет делать то же самое.
- Установление правил. Пример: поход в парк развлечений. Перед тем, как отправиться развлекаться, нужно заранее объяснить ребенку правила, по которым вы будете отдыхать. Так, он покатается на трех аттракционах (если будет хорошо себя вести — на четырех), он съест одну сахарную вату, ему купят один воздушный шарик.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры:
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.