10 правил приличия, которые ребёнок должен освоить к 5 годам

Тренировка эмоций

Дети действуют через истерики и другие неприемлемые поведения, такие как удар, укус или крик, когда они не в состоянии словесно выразить свои эмоции. Этот метод дисциплины фокусируется на обучении ребенка выявлять и выражать свои эмоции словами, а не действовать на их основе. Идея состоит в том, чтобы рассказать детям, что нормально выражать свои эмоции словами.

Когда ребенок начинает кидаться или бить вас, спокойно скажите ему: «Я знаю, что тебя злит, что придётся потратить много времени на домашнюю работу по математике. Как насчет того, чтобы раскрасить несколько картинок и через некоторое время постараться решить имеющиеся задачи по математике?»

Коучинг эмоций имеет пять шагов:

  • Знание своих собственных эмоций.
  • Сопереживать с ребенком, общаться с ним.
  • Слушать ребенка.
  • Название эмоций: вы можете создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.
  • Находить способы, чтобы разбираться с тем, что вызывает эти эмоции.

Естественные и логические последствия могут быть использованы для воспитания детей этого возраста. Кроме них, вы можете попробовать следующие методы дисциплины.

С какого возраста начинать обучение

Грубое нарушение общепринятых правил этикета обществом по-прежнему порицается. Конечно, невоспитанному малышу сделают скидку на возраст, но осадок у родителей и их оппонентов останется. Поэтому чем раньше привить хорошие манеры, тем лучше. Но начинать стоит не с уроков и нотаций, а с анализа собственного поведения. Малыш усвоит именно родительскую модель общения.

Уже в младенческом возрасте ребенок способен определить, с какой интонацией к нему обращаются. Проявляя вежливость, такт и доброжелательность в обращении с малышом, родители могут быть уверены в том, что и ребенок в ответ использует эти качества. Интонацией взрослый может указать и на неприемлемое поведение ребенка.

Когда малышу исполнится год и начнет пополняться словарный запас, стоит ввести в него вежливые слова, такие как «спасибо», «доброе утро», «до свидания».

В два года ребенок обрадуется поощрению за красивую и чистую одежду, аккуратный внешний вид. Трехлетки, играя, моделируют ситуации, в которых проявляются хорошие манеры: накрывая кукольный стол, играя в гости, поездку, поход в кино.

В три года малыш может овладевать и необходимыми гигиеническими навыками.

В шесть лет и старше допустимо посещение семинаров и уроков в школах для обучения хорошим манерам. Учителя, стремящиеся привить нравственные качества, посвящают правилам этикета классный час, родительское собрание. Для детей любого возраста актуальной формой обучения являются мультфильмы.

Этикет в гостях

Вести себя прилично в чужом доме, значит:

  • Не приходить без приглашения.
  • Купить подарок хозяевам в знак внимания: что-нибудь к столу или из предметов домашнего обихода.
  • Войдя в дом, поздороваться со всеми домочадцами.
  • Не трогать и не беспокоить домашних животных без разрешения. Не брать в руки предметы интерьера.
  • Не критиковать ремонт, обстановку, угощение, даже за глаза.
  • Вести себя спокойно и скромно, поддерживать беседу.
  • Пребывать в гостях не дольше определенного срока.
  • Обязательно поблагодарить за угощение и прием.

Если ребенок пригласил друзей к себе, ему следует:

Продумать угощение, темы беседы и игры, какой поставить мультик для просмотра всей компанией.

Звать в гости заранее, если предполагается семейное торжество.
Оказывать внимание всем гостям, чтобы они не скучали.
Поблагодарить за то, что пришли.

Плохое настроение демонстрировать окружающим не нужно.

Научитесь слушать ребёнка

Крайне важное и незаменимое правило. Выстраивайте доверительные отношения с ребёнком

Старайтесь вести открытые диалоги на любую тему и всегда слушайте его. Ваш ребёнок не меньше других нуждается в уважении и полноценном общении наравне с окружающими его взрослыми.

«Общение, или его недостаток, лежит в основе большинства внутрисемейных конфликтов. У себя в кабинете я видел много людей, которые кричали друг на друга часами, и вместе с тем никто из них даже не попытался прислушаться к чему-то помимо собственного голоса. Если вы не способны как следует общаться со своими детьми, то вы просто напрашиваетесь на неприятности в семье».

Обзор на книгу Найджела Латты

Телефонный разговор

Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

  • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
  • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
  • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
  • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.

    Нужно непременно исполнить обещанное позже.

  • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
  • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
  • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

Основные правила поведения в обществе

Родителям хочется, чтобы их малыша хорошо принимали в коллективе детского садика, в школе. Это будет достижимо, если он знает и выполняет хотя бы самые простые правила поведения в обществе.

Волшебные слова

В лексиконе ребенка к трем годам уже появились вежливые слова. Он должен здороваться, прощаться. Если малыш сделал что-то не так – нашалил, обидел кого-нибудь –  ему нужно уметь принести извинения. Когда что-либо просит, он должен использовать слово «пожалуйста». Нельзя забывать о словах благодарности. Закрепление этих правил доброты происходит постепенно, торопить маленького человека не надо. Самый действенный метод – личный пример. Кроме того, родителям необходимо помнить о возрастных особенностях ребенка.

Правильно общаемся

Ребенок к пяти-шести годам должен усвоить элементарные правила общения с окружающими:

  1. обязательно использование «волшебных слов»;
  2. надо вести себя без лишнего шума, не доставляя неприятностей тем, кто рядом;
  3. не стоит перебивать чей-то разговор;
  4. излишнее любопытство тоже должно быть под табу;
  5. нельзя обсуждать присутствующих;
  6. хвастовство чем-либо – это неприятно для окружающих;
  7. если над кем-то смеются – это ему очень неприятно;
  8. необходимо контролировать свои эмоции, особенно раздражение и обиду.

Это далеко не все правила вежливого общения, но они дадут возможность малышу быть принятым в любой коллектив.

Этикет за столом

Поведение человека за столом способно оказать большое влияние на то, как к нему будут относиться окружающие. К моменту поступления в детский сад ребенок должен знать и выполнять следующие нормы:

  1. за столом принято вести себя тихо, не шуметь, не вертеться;
  2. необходимо пользоваться столовыми приборами, как минимум, ложкой и вилкой;
  3. не надо тянуться за чем-либо через весь стол, достаточно попросить передать то, что необходимо;
  4. для того, чтобы вытереть губы или руки, надо использовать салфетки;
  5. некрасиво демонстрировать, что поданное блюдо не нравится;
  6. человек с набитым ртом, пытающийся во время еды что-то сказать, вызывает неприязнь к себе.

Правила поведения в детском садике

Сложный период наступает, когда домашний ребенок должен влиться в детский коллектив. Процесс адаптации зависит от особенностей психики малыша, и от того, насколько он усвоил правила вежливого поведения в коллективе. Он должен знать и выполнять хотя бы основные:

  1. надо помнить правила общения и поведения за столом;
  2. необходимо делиться игрушками;
  3. нельзя никого обижать, драться и кусаться;
  4. надо уметь играть в группе, а не только самому;
  5. правила коллективной игры должны выполняться всеми участниками;
  6. нельзя сплетничать и обсуждать других ребят;
  7. следует стараться не ссориться, если все же это произошло, надо учиться мириться.

Нормы поведения в гостях

Чтобы ребенка приглашали в гости и не отказывали в приеме, ему следует усвоить правила поведения в чужом доме, придерживаться их. Для этого нужно знать не так уж и много:

без приглашения идти в гости не стоит: вдруг хозяева заняты и визит не к месту; приходить надо точно в срок; следует выполнять правила общения и поведения за столом; надо аккуратно обращаться с вещами хозяев, не мусорить в доме; некрасиво отвлекать все внимание на себя; нельзя забывать о словах благодарности при прощании.

Правила поведения за столом вне дома

Кроме дома и детского сада ребенок время от времени оказывается с родителями в гостях.

Даже если обстановка там неформальная, и нет наблюдающих воспитателей, за поведением в чужом доме все равно нужно следить.

Обязательно нужно здороваться с хозяевами, не напрашиваться на еду, не просить что-то у хозяев и тем более не устраивать истерик. Нужно спокойно дожидаться приглашения, если оно предполагается, брать то, что дают, за все благодарить. Наоборот, родителям стоит приучать чадо к тому, что в гости не приходят с пустыми руками, а приносят что-то от себя в знак уважения. Хотя бы маленький «презент».

Тем более неприлично устраивать беспорядок – разбрасывать конфетные фантики, хлебные крошки. Недопустимо комментировать качество еды, даже если подано нелюбимое блюдо. Не надо кривиться и говорить «фу».

Это касается также тех случаев, когда в принимающей гостей семье есть дети, которые сидят за общим столом и не могут похвастаться хорошими манерами.

Еще ребенок должен понимать, что недопустимо вмешиваться в разговоры взрослых – перебивать их, перекрикивать, чтобы привлечь внимание родителей, делать им замечания. Он должен вести себя уважительно по отношению к старшим

Тем более, что в свое время взрослые сами с удовольствием вступают с ребенком в общение. Особенно, если он уже достаточно подрос для того, чтобы поддержать разговор, и ведет себя вежливо.

Перед уходом нельзя выпрашивать понравившиеся сладости и особенно тайком тянуть их со стола. Но прилично будет взять, если хозяева предложат сами.

Установите ясные правила и границы с ребенком: как это поможет воспитанию

Одним из ключевых правил успешного воспитания ребенка является установление ясных правил и границ. Это помогает ребенку понимать, что можно делать, а что нельзя, а также развивать у него чувство ответственности и самоконтроля

В этом правиле по воспитанию мы рассмотрим, почему это так важно и как правильно установить правила и границы с ребенком

Почему установление правил и границ важно для воспитания ребенка

Воспитание ребенка — это процесс формирования его характера, навыков и поведения. Установление ясных правил и границ помогает ребенку понять, как вести себя в различных ситуациях, что необходимо делать, а что не стоит делать

Это помогает ребенку развивать чувство ответственности за свои действия и самоконтроля, что важно для его будущего успеха в жизни

Кроме того, установление правил и границ также помогает родителям сохранять контроль над поведением ребенка и предотвращать проблемы, такие как конфликты, нарушения дисциплины и др.

Как правильно установить правила и границы с ребенком

Установление правил и границ с ребенком может показаться сложной задачей. Но следуя некоторым простым рекомендациям, вы можете сделать это проще и более эффективным.

а) Определите главные правилаПеред тем, как начать устанавливать правила и границы, определите главные правила, которые будут основными для вашего ребенка. Это могут быть правила, связанные с безопасностью, здоровьем, поведением и др. Выберите правила, которые вы считаете наиболее важными для вашей семьи.

б) Объясните правила и их последствияПосле того, как вы определили основные правила, объясните их своему ребенку. Расскажите, почему эти правила важны, какие могут быть последствия за их нарушение и как их соблюдение поможет ребенку развиваться.

В этом видео ,  мы с сыном взяли за правила подтягиваться каждый день и по возможности мы рассказываем лайфхаки и я монтирую видео и выкладываю на канале

Важность этикета

Многие современные родители прониклись идеей, что ребенка нельзя в чем-то ограничивать или заставлять его делать то, что не хочется. Некоторые доходят до того, что позволяют своим детям все, в том числе – нарушать нормы поведения, пренебрегать вежливостью по отношению к незнакомым людям, и т.п.

И за одним столом в том числе. Подумайте сами: как бы вы ни любили свое собственное чадо, и каких бы прогрессивных взглядов не придерживались, вас самих очень раздражает некрасивое поведение других детей!

Не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы научить его правильно есть в компании других людей.

Чем старше он будет, тем труднее будет привить ему мысль о принятии каких бы то ни было правил, особенно, если до этого ему было позволено все.

Кризис 5-летнего возраста

Что такое кризис в возрасте — это такой период в жизни, когда у человека меняется отношение к окружающей среде. Дети — не исключение. Такие кризисы у человека происходят с самого рождения, а именно, в 1 год, в 2, 3, 5, 7 лет. Затем следует подростковый возраст, а позже — средний.

Что указывает на начало кризиса 5 лет? То, как ребенок переживает период своего взросления, зависит напрямую от его характера, генетики, окружающей среды и воздействия общества на его психику. Некоторые дети очень бурно и довольно сложно переносят такой период, а другие могут быть абсолютно спокойными, и это время в их жизни для родителей пройдет совершенно незаметно. Пятый год жизни малыша во многом проявляет ошибки в воспитании родителей.

Кризис 5 лет один из самых сложных, а длительность его может составлять от нескольких недель до пары месяцев, что, безусловно, утомительно не только для родителей, но и для самого ребенка

Важно знать все основные симптомы, которые указывают на начало такого периода у вашего чада

Основные признаки кризиса у малыша 5 лет:

  • смена поведения, в основном в худшую сторону;
  • раздражительность, злость, проявления нервозности по пустякам;
  • быстрая утомительность;
  • при разговоре как со взрослыми, так и с детьми начинает кривляться или же вовсе примерять роль шута, что практически у всех вызывает в ответ агрессию;
  • агрессивность самого ребенка будет повышена, иногда очень общительные малыши могут замыкаться в себе;
  • в отдельных случаях наблюдается неуверенность, боязнь и т. д.

Что делать родителям, когда у ребенка кризис 5 лет? Существует 2 варианта, согласно которым протекает такое состояние:

  • родители не обращают на это внимания, то есть все пускается на самотек;
  • родители активно воспитывают малыша.

Какой вариант правильный, как воспитывать чадо? Как утверждают психологи, чаще всего более эффективным является внедрение наказаний по отношению к ребенку, но стоит учесть, что все дети индивидуальны. Поэтому для того, чтобы этот период в жизни чада был максимально комфортным, требуется смотреть на ситуацию с двух сторон, а именно — с позиции взрослого и ребенка. В некоторых случаях наказание, упреки и крик будут бесполезны и не дадут никакого результата, они лишь усугубят моральное состояние взрослого. А иногда ребенок после такого отношения может начать бунтовать.

Как себя вести, чтобы улучшить поведение ребенка? Необходимо:

  • показать крохе серьезность своих намерений;
  • доверять выполнение серьезных (на взгляд малыша) дел;
  • повышать самооценку ребенка;
  • приучать чадо к самостоятельности.

В заключение можно сказать, что если дать немного свободы малышу для проявления самостоятельности и самовыражения, то кризис закончится быстрее.

Гостевой – На день рождения друзей

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:. 1.                 Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите

Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты;

1.                 Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты;

2.                Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз;

3.                Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо;

4.                В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать;

5.                Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.

6.                Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.

7.                В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно;

8.                Не стоит надолго задерживаться в гостях;

9.                Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение;

10.           К себе гостей стоит приглашать заранее;

11.             В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному;

12.            Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых

Изобразительная деятельность

В дошкольном возрасте рисунки детей становятся все более предметными и детализированными. Малыши рисуют животных, людей, природу и окружающие предметы. Кроме того, они могут изображать ситуации из жизни (реальные и выдуманные), делать рисунки к рассказам и фильмам. В 5 лет дети должны уметь:

  • уверенно пользоваться разными видами рисовальных инструментов (карандаши, фломастеры, краски);
  • нарисовать человека, животное, сделать сюжетный рисунок;
  • соблюдать пропорции на рисунке;
  • рисовать все основные геометрические фигуры, соединять их между собой;
  • лепить фигурки на заданную тематику из пластилина или глины;
  • вырезать ножницами фигуры из бумаги, делать аппликации.

Рисование, лепка, конструирование и другие виды творчества имеют огромное значение для умственного развития дошкольника, поскольку выступают в качестве средства познания окружающего мира.

Важные задачи воспитания ребенка

Дети — отражение родителей. Детство — это период жизни, когда все возможное еще впереди. Это время без каких-либо обязательств и серьезных переживаний (все негативные и положительные события в розовых тонах). Да, это так. Но если посмотреть с другой стороны, то именно детский возраст — это фундамент новой личности. От чего же? Просто дети — это копия той среды, где они растут. Заложено добро, любовь, порядочность — вырастет воспитанный и успешный человек. Если же заложено зло, ненависть, обида, вырастет неадекватная личность. Конечно, есть исключения, когда ребенок рос в неблагополучной семье, а выбился в люди (большую роль здесь играет самовоспитание). Жаль, но таких случаев мало.

Воспитать сильную и духовную личность — это счастье для родителей, но для этого нужно подавать крохе пример. Самый хороший способ — это определить негативные стороны характера и их переломить (чем раньше, тем лучше). Больше всего будет результат, когда и мама, и папа тоже работают над собой (занимаются самосовершенствованием).

Обучение этикету

Главную роль в процессе успешного перехода ребенка от одной ступени владения этикетом к другой играет семья:

  1. до 5 лет малышу надо принять за должное необходимость уважительного отношения к окружающим людям (не шуметь, не толкаться, не грубить);
  2. в 5-10 лет ребенок учится сдерживать себя и не демонстрировать свои эмоции, делать комплименты;
  3. к 14 годам подросток способен к проявлению доброты (уступить место в транспорте, предложить помощь тем, кто в ней нуждается).

Обучение этикету не является каким-то подобием регламентированного учебного курса, как в школе обучение математике. Правила этикета для детей воспринимаются каждым ребенком по-разному, многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Поэтому каждый родитель сам решает для себя, с какого возраста будет приобщать его к нормам жизни в обществе. Прислушиваться в этом вопросе следует к компетентному мнению психологов, профессиональных педагогов-воспитателей.

Когда начинать обучение

Известна притча о том, как родители пришли со своим малышом к мудрецу за советом, когда начинать воспитывать младенца. А тот, узнав, что крохе уже исполнилось шесть месяцев, ответил единственным словом: «Поздно».

Из этой притчи можно сделать вывод, что начинать обучение этикету необходимо как можно раньше. Понятно, что в период раннего детства, когда ребенку нет и года, речи о полноценном воспитании не идет, но основы доброжелательного, уважительного отношения закладываются у младенца на подсознательном уровне благодаря эмоциям, которые родители вызывают у него своим ровным тоном, спокойствием, улыбкой и добротой в голосе.

Как лучше обучать

От одного до трех лет достаточно ненавязчиво прививать малышу привычку здороваться, есть аккуратно, сказать «спасибо», если угостили и т.п.

Для этого возраста свойственно естественное стремление подражать близким людям, поэтому карапуз зачастую до самых мелочей копирует поведение взрослых. Значит, родителям необходимо контролировать свои манеры, стараясь вести себя в полном соответствии с нормами этикета, когда малыш рядом.

Особенно важна эта методика воспитания в период детского кризиса трех лет. «Упрямое» дитя будет проверять своих родителей на то, как они поведут себя в той или иной ситуации

Ведь ему важно знать, если что-то запрещено, действительно ли это так, или же, продолжая упрямиться, он сможет добиться желаемого. Поэтому родители должны твердо стоять на своем, оставаясь полными доброты, спокойствия, в этом случае правила вежливости для детей станут само собой разумеющимися

Обучение этикету в игре

После трех лет, помимо потребности в подражании, на ведущее место у малыша выходит еще и потребность в игре. Все, чему ребенок должен научиться, ему надо преподносить не строгим менторским тоном, а именно в игровой форме:

  • рассказывая о манерах поведения во время еды, мама вместе с сыном или дочерью может брать игрушки и рассаживать их за столом, объясняя что им можно делать, а что нельзя, показывая на примере куклы, как сидеть или где держать руки;
  • можно придумать с малышом целую историю о правилах поведения, при этом он сможет сам анализировать, что персонажи сделали верно, а где ошиблись;
  • существует множество забавных, содержательных сказок, стихов, загадок для детей о правилах этикета в разных ситуациях, чтение которых помогает понять малышу скучные постулаты;
  • познакомив ребенка с основными теоретическими правилами, следует чаще организовывать совместные походы в магазин, кинотеатр, парк, где можно сразу мягко и деликатно обсуждать ошибки, которые он допускает.

При обучении ребенка родителям следует помнить о том, что и этикет сам по себе – это правила игры, принятой среди взрослых. Самое главное: не дать ребенку повода думать, что если он ведет себя не так, как ожидается, то родители будут любить его меньше.

Как меняются методы по мере роста ребенка?

С возрастом, по мере того, как ребенок становится старше и умнее, его способность к обучению увеличивается. Примерно к пяти годам у него уже вырабатывается определенная модель поведения. Ребенок такого возраста уже отлично знает основные правила, но со временем к ним прибавляются другие.

Во-первых, не стоит приучать чадо к тому, что прием пищи сопряжен с просмотром мультиков по телевизору. Это неблагоприятно сказывается на пищеварении и отвлекает от процесса еды.

Во-вторых, приучайте его к тому, что есть можно не где угодно в доме, а в специально предназначенном месте – на кухне.

Кроме этого, во время еды нужно вести себя прилично, чтобы не портить аппетит другим членам семьи. Нельзя чавкать, болтать, кричать, лезть в тарелку руками (если блюдо полагается есть приборами), тянуть свою вилку к общему блюду, играть с едой, хвататься за последний кусок, и т.п.

В пятилетнем возрасте ребенок восприимчив к другим видам обучения. Он способен учиться не только на положительном, но и на отрицательном примере.

Таким образом, малыш на чужом примере учится, как не надо делать.

Такие методы используются педагогами в детских садах во время занятий, чтобы в игровой форме обучать этикету. Наряду с обычной беседой это действенный способ привить хорошие манеры.

Также для обучения будут полезны и мультфильмы рассказывающие что такое столовый этикет для детей.

Пассажирский – В поездку, хоть каждый день

 Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах

Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:. 1.                 Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит;

1.                 Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит;

2.                Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта;

3.                Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место;

4.                Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;

5.                Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам;

6.                Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке;

7.                В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег;

8.                В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения;

9.                В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров;

10.           Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках;

11.             В транспорте заранее следует готовиться к выходу;

12.            На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди

Родителям на заметку

Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.

Приведенная ниже таблица наглядно иллюстрирует примерные возрастные рамки, когда можно знакомить малыша с правилами поведения.

Таблица «Когда и как обучать ребенка этикету»

Возраст На что обратить внимание До 1 года Употребляем в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи») Моем руки перед едой, проговаривая вслух, зачем это нужно делать 1-3 года Прививаем опрятность – используем нагрудник или салфетку, после еды меняем запачканную одежду, умываем лицо и руки Прививаем нормы поведения и общения в семье, показываем своим примером уважение и вежливость Учим кушать ложкой и вилкой, поильник заменяем кружкой 3-5 лет Совершенствуем навык пользования столовыми приборами, учим кушать аккуратно – не отодвигаться от стола, наклоняться к тарелке, чтобы не проливать суп, не разводить «грязь» вокруг себя Активно приучаем к самостоятельной личной гигиене – чистке зубов, мытью рук, использованию носового платка или салфетки Учим прикрывать рот при кашле или чихании, не забываем про вежливые пожелания в адрес другого человека («Будьте здоровы») Знакомим ребенка с правилами поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, на культурных мероприятиях, в детском саду 5-6 лет Продолжаем знакомить ребенка со столовым этикетом, добавляем в обиход пользование ножом Совершенствуем знание гостевого этикета, применяем правила, если идем в гости, исправляем ошибки, объясняем ребенку, почему некоторые действия неприемлемы Своим примером постоянно показываем, как нужно общаться в семье и в обществе за ее пределами, следим за своим поведением Школьный возраст Не забываем все, что привили ребенку раньше, напоминаем, как вести себя за столом (в школьной столовой), на уроках (речевой этикет, уважение к учителю, сверстникам), в транспорте (самостоятельные поездки) и общественных местах

Что должен уметь и знать ребенок 5 лет по ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольник должен иметь следующие знания и навыки:

  • уметь концентрироваться на выполняемой деятельности;
  • быть активным на занятиях;
  • адекватно реагировать на те или иные ситуации;
  • проявлять любознательность и желание познавать мир;
  • знать основные сведения о себе, своей семье;
  • иметь начальные знания в области математики, чтения, письма;
  • уметь самостоятельно обслуживать себя;
  • знать основные правила безопасности.

Эта небольшая памятка для родителей с минимальным набором необходимых малышу знаний и умений поможет при подготовке к школе.

Учебный – Учиться нужно вежливо

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

1.                 Уважать учителя;

2.                В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий;

3.                В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму;

4.                Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы;

5.                Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя;

6.                Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине;

7.                Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона;

8.                В начале урока следует приветствовать учителя стоя;

9.                Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание;

10.           Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте;

11.             Во время урока запрещается есть;

12.            Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит;

13.            На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе.

Речевой – Вежливо говорить и благодарить

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их. Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем. Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

1.                 При встрече следует приветствовать знакомых;

2.                Ко взрослым следует обращаться на «Вы»;

3.                Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное;

4.                Перед расставанием следует прощаться;

5.                Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.

6.                В случае проступка следует просить прощения;

7.                Запрещается обзываться, оскорблять других детей;

8.                Запрещается использовать слова-паразиты;

9.                Запрещается ябедничать;

10.           Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их;

11.             Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему;

12.            В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их.

Ведение переговоров

Другой способ дисциплинировать подростков – это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.

Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила

Не важно, сколько вашему ребенку лет – три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку. Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым

Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.

Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами.

Выходной – Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

  1. ​Мусор должен находится в урне, а не на земле;
  2. Запрещается ходить по газонам;
  3. Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;
  4. Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;
  5. В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;
  6. Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;
  7. Стоит помнить о правилах дорожного движения;
  8. Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;
  9. Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;
  10. Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно

Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам

К примеру, в театре:

1.                 Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;

2.                Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;

3.                Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;

4.                Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;

5.                Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;

6.                Во время спектакля запрещается есть и пить;

7.                Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий