8 мифов о педагогическом виде прикорма

Проблемы педприкорма

Иногда полноценному введению прикорма препятствует ряд причин:

  1. Ребёнок склонен к аллергиям. Известно, что детский организм очень чувствителен к чужеродной пище. Поэтому начало прикорма грудничков может происходить с небольшого покраснения щёк и родителей не должно это пугать. Главное, давать аллергенный продукт в микродозах, чтобы организм сумел к нему адаптироваться. Однако, появление обширной сыпи, мокнущего диатеза или коросты, является тревожным сигналом и служит поводом для обращения к врачу.
  2. Малыш давится кусочками. В большинстве случаев ребёнок просто пытается справиться с новой пищей. Поэтому не стоит давать ему слишком большие куски. Предпочтение лучше отдавать пище, которая размокает от слюны. Излишки еды убирают изо рта пальцем. Если кусочек пищи все же попал в дыхательное горло, следует поднять руки малыша вверх и наклонить его вперёд. Ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка наедине с едой.
  3. Находится на искусственном вскармливании. Такие дети хорошо справляются с новой пищей. Однако введение прикорма при искусственном вскармливании следует осуществлять немного позже, чтобы организм ребёнка был покрепче.
  4. Ребёнок мало весит. В этом случае проблема решается с врачом в индивидуальном порядке. Если к 6 месяцам ребёнок удвоил свой вес, его уже можно докармливать. Вообще, педагогический прикорм показан детям со сниженным аппетитом, так как он создаёт правильное отношение малыша к еде.

Не надо бояться дать какую-то еду малышу с взрослого стола. Ведь он уже попробовал всю пищу мамы через грудное молоко, теперь задача крохи научится её пережёвывать и усваивать в твёрдом виде. Желательно не давать еды больше, чем ребёнок способен усвоить за один приём

Если кроха просит ещё, надо переключить его внимание на что-то другое. Лучше, если предлагаемые малышу микродозы давать запить грудным молоком

Но можно познакомить его и со своим питьём, только чай или компот должны предлагаться в разведённом виде. Педагогический докорм вводится с целью мягкой адаптации к взрослой пище, поэтому дозы должны быть очень маленькими.

Ведущие производители детского питания и педиатры готовы предложить нам разнообразные вариации на тему прикорма. На какой схеме остановиться, как давать прикорм – выбор за родителями. Главное — сформировать правильное отношение ребёнка к пище.

Для чего необходим педагогический прикорм?

Педагогический прикорм:

  • способствует проявлению интереса детей к еде и приёму пищи;
  • положительно сказывается на формировании здорового отношения к еде;
  • даёт возможность кормления ребёнка продуктами, лишёнными консервантов;
  • позволяет решать проблемы отсутствия аппетита у ребёнка (при педиатрическом прикорме кормление ребёнка осуществляется в соответствии с его потребностями, а не установленным родителями графиком принятия пищи);
  • представляет собой возможность социализации ребёнка и лёгкому вхождению в мир взрослых.

Формирование вкусовых пристрастий малыша напрямую зависит от разнообразия его питания в раннем возрасте. Родители в силах корректировать рацион ребёнка и обеспечивать его безопасность во время кормления.

Основные принципы

Педагогический прикорм не имеет своей целью накормить ребенка, заменив кормления грудью “настоящей” едой. Основным питанием малыша по-прежнему остается грудное молоко, к которому очень постепенно добавляются те продукты, которыми питается вся семья. Собственно слово “педагогический” намекает на то, что главная цель педприкорма – познакомить ребенка с новой едой и научить организм правильно ее усваивать. Второй смысл этого слова – обучение младенца поведению за столом, отношению к еде. Считается, что дети, выросшие на педприкорме, не страдают отсутствием аппетита и болезнями ЖКТ, так как адаптация к новым продуктам происходит мягко и постепенно.

Хотя система педагогического прикорма задумана специально для грудничков на естественном вскармливании, для детей на искусственном вскармливании можно тоже применять некоторые принципы педприкорма. По крайней мере, в самое первое время, когда ребенок только знакомится с новыми продуктами. Однако даже современная смесь не в силах полностью обеспечить подрастающего младенца всеми необходимыми питательными веществами, поэтому дети-искусственники немного раньше переходят к полноценному прикорму – по этой причине педприкорм на искусственном вскармливании не может являться полноценной заменой прикорму педиатрическому (традиционному).

Трудности преодолимы

Педприкорм имеет и минусы (к счастью, временные):

Первое время малыш нередко языком выталкивает назад кусочки еды. При этом он может кашлять, что тревожит родителей

Тут важно различать две ситуации: когда ребенок не способен справиться с крупными кусками еды и когда пытается прожевать, но давится. Опыт показывает, что малютка быстро учится разжевывать пищу, если не проявлять по отношению к нему бурных эмоций.
Трудно определить, на какой из продуктов у крохи проявилась негативная реакция – диатез или жидкий стул (к теме аллергии мы еще вернемся).
За столом ребенок неизбежно пачкается, рассматривая пищу и играя с ней

Это естественно для его возраста, но может нервировать маму.

Родители хотят для своих деток самого лучшего. Поэтому если малютка ест то же, что и мама с папой, это ведет к пересмотру взрослого рациона. В результате вся семья переходит на здоровое питание.

Маме понадобится помощь – сложно готовить и одновременно смотреть за малышом. И времени на кухне придется проводить больше. Ведь со стола исчезнут полуфабрикаты, острые приправы, соусы, жареные и жирные блюда.

Каких продуктов не должно быть при естественном прикорме!

При введении  прикорма у родителей может возникнуть соблазн рано или поздно дать малышу попробовать и «вредные» продукты: фаст-фуд, копчености, специи, жирные продукты .

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо всей семье питаться здорово и правильно: готовить на пару, тушить, варить, запекать пищу, не использовать продукты с большим количеством «Е» в составе.

Кроме этого если стереотип, что малыша нужно отвлекать и развлекать, чтобы накормить, крепко сидит у вас в голове, то с естественным прикормом лучше повременить. За столом мама не клоун, а конкурент! Ешьте с аппетитом и удовольствием,  всем своим видом показывайте ценность еды, тогда ребенок будет повторять за вами!

Помните, все, что делаете за столом вы, учится делать ваш ребенок: кушать за общим столом  или перед телевизором, пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить или не говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду и другие важные ритуалы.

Прочинано статью: 692

Плюсы и минусы этого типа прикорма

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.
  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.
  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.

При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма). Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма. Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма

Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.

Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.

В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.

В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.

Подробнее о курсе смотрите здесь{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

  1. Приучать к правилам поведения за столом;

Педприкорм: основные правила

  • Начинать ознакомление ребёнка с новой пищей следует с 2-3 микродоз, величиной с рисовое зёрнышко, увеличивая через неделю до размеров горошины и т. д.
  • Особой последовательности во вводе продуктов не требуется, так как цель педприкорма: познакомить с едой, а не накормить ребёнка.
  • Если малыш не наелся, не стоит увеличивать дозы, лучше дать попробовать что-то другое.
  • Ребёнок ест с мамой и желательно у неё на руках.
  • Находится за столом, пока ему интересно. Если ребёнок перестал тянуться за едой, лучше убрать его от стола.
  • Необходимо чтобы на столе во время еды находилось ограниченное количество пищи.
  • Обязательно грудное вскармливание в период педприкорма.
  • Для развития правильной культуры питания еду желательно давать ребёнку в руку или на тарелку, но не следует предлагать кусочки со стола.
  • Педагогический прикорм желательно вводить не ранее достижения ребёнком 5,5 месяцам.
  • К 8 месяцам прикорм можно довести до 50 г любого блюда за один приём.

Важно:

  • знать о состоянии здоровья ребёнка на момент введения прикорма, наличии или отсутствии у него аллергий, возможных отклонений в работе желудочно-кишечного тракта;
  • отслеживать качество предлагаемых продуктов, избегать крайностей (не давать острые, маринованные, солёные, копчёные продукты и пр.);
  • находиться рядом с ребёнком в целях обеспечения его безопасности (а именно не допустить проглатывание малышом больших кусков пищи, исключить возможность подавиться ими).

Как правило, переход на пищу с взрослого стола проходит параллельно с грудным вскармливанием по достижению ребёнком шести месяцев. В случае искусственного вскармливания ребёнка прикорм может быть введён уже с четырёх месяцев.

Питание как воспитание

Прикорм бывает педагогический — и педиатрический. Нам привычен второй вариант, хотя он, если разобраться, выглядит более навязанным, чем первый. Педиатрический прикорм – это прикармливание по педиатрическим схемам, когда ребенку вводят определенные продукты (чаще – баночные и коробочные) в соответствии с возрастом. Название говорит само за себя: данный вид докорма удобен врачам, он позволяет контролировать сроки ввода продуктов и реакцию на них у сотни детей одновременно. Педагогический прикорм – это знакомство с едой из маминой тарелки. Суть метода: поддержание детского ЖКТ ферментами из грудного молока, которое содержит информацию о съеденных продуктах (ведь оба едят одно и то же), а также стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи. Очевидное преимущество педприкорма: ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи, он привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Малыш сразу учится кушать кусочки в безопасном виде, и в дальнейшем у него не возникает трудностей с их перевариванием. После года ребенок гармонично переходит на взрослый стол. Месяцев с девяти мама может оставить ребенка на весь день, и он будет привычно питаться с общего стола. 

ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

1.Основные цели прикорма

· постепенная замена грудного молока на другую пищу

· адаптирование ребенка к пищевой нише семьи

2. Как это выглядит

· прикорм вводится постепенно, одной группой пищи, вначале один продукт, начиная с маленького количества. При хорошей переносимости через 3-5 дней добавляется др. продукт из этой же группы, количество прикорма увеличивается постепенно. Другая группа начинает вводиться через 2-4 недели; — пища для малыша готовится отдельно, измельчается, кормится ребенок по режиму; — постепенно кормления грудью заменяются прикормом. К году ребенок получает 4 раза в день прикорм и на дневной сон грудь.

· ребенок кушает вначале с мамой из одной тарелки;

· ничего специально для него не готовят;

· мама дает маленькие кусочки пищи – микродозу (размер с рисинку), которые, проходя по ЖКТ не травмируя его, выходят в том же или слегка переваренном виде; — на эти кусочки начинают вырабатываться ферменты, постепенно пища начинает усваиваться и ее объем увеличивается.

3. Возможные плюсы

· маме так спокойнее;

· возможность корректировать стул, при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах овощи; при частом стуле каши и т.п.);

· можно четко отследить какой продукт вызывает у ребенка аллергическую или др. негативную реакцию (рекомендуется даже вести пищевой дневник);

· возможно, кормить более качественными продуктами;

· замена кормлений грудью на прикормы.

· ребенок быстро учится глотать, потом жевать, обращаться с кухонными приборами, вести себя за столом как все.

· не имеет проблем с аппетитом, и мама не тратит время на уговоры и развлечения во время кормления (т.к. у мамы нет цели, его накормить); — грудное вскармливание продолжает играть главную роль в отношениях мамы и малыша; — ребенок быстрее адаптируется к семейному рациону, не надо тратить время и силы на приготовление отдельных блюд; — после 9 мес. ребенка уже можно оставить на весь день с бабушкой/няней, он прекрасно поест все, что едят другие члены семьи.

4. Возможные минусы

· отдельные продукты, отдельная посуда, время на приготовление и кормление ребенка;

· ребенку труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его кормят отдельно. — ребенок труднее научается глотать и жевать; — часто у детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами;

· пюреобразная пища теоретически прилипает к стенкам кишечника, что может привести к вялости ЖКТ и хроническим заболеваниям.

· первое время (3-5 дней) ребенок может выталкивать языком пищу и закашливаться кусочками, чем вызывает тревогу у матери;

· бывает трудно проследить, на что у ребенка возник диатез или расстройство стула);

· ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т. е исследовать пищу, есть самому (пачкаться).

· возможно, ради ребенка Вам придется изменить свой рацион и начать готовить нормальную полезную еду для всей семьи.

Источник таблицы: http://www.nnmama.ru

Когда следует начинать прикармливать малыша

Еще несколько лет назад прикорм вводили начиная с 3-4х месячного возраста ребенка. Сегодня Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать вводить прикорм детям, находящимся на грудном вскармливании, не ранее чем с 6ти месяцев, поскольку в первом полугодии материнское молоко благодаря своим питательным свойствам полностью удовлетворяет все нужды малыша. Кроме того, ферментная система и пищевой интерес ребенка также созревает только к полугоду.

Стоит отметить, что в природе все достаточно мудро устроено, и человеческий ребенок, как в принципе и детеныш любого другого млекопитающего, когда готов переваривать новую пищу, всегда подает соответствующие сигналы своим родителям.

Убедиться в готовности ребенка к введению прикорма можно  по следующим признакам:

  1. Малыш уверенно сидит.
  2. Выталкивающий рефлекс угасает.
  3. Вес ребенка в два раза превышает его вес при рождении (для недоношенных малышей этот показатель должен быть несколько выше).
  4. Умеет поворачивать голову, и при необходимости отворачиваться от непонравившейся пищи.
  5. Появился “пищевой интерес”: ребенок тянется к тарелке мамы, чтобы взять из нее еду и положить себе в рот.

Определить, что у ребенка появляется именно “пищевой интерес”, а не простое любопытство можно по следующему его поведению. Во время семейной трапезы малыш тянется к еде, которую аппетитно поглощают взрослые. Ему не интересны другие предметы, расположенные на столе: ни салфетки, ни столовые предметы, ни подстилки под горячее. А если ребенку попытаться что-нибудь дать в ручки для успокоения, то он гневно выбросит данный ему предмет и продолжит добывать пищу. Такое поведение малыша повторяется каждый раз, как он попадает вместе со взрослыми за стол, приобретая устойчивый характер.

Обратите внимание! Появление “пищевого интереса” обусловлено наличием пищеварительных ферментов, уже дозревших в ЖКТ малыша, которые подают сигнал в мозг о своей готовности работать. В свою очередь, мозг, отвечая на поступившие сигналы, продуцирует соответствующие реакции, “толкающие” ребенка на завоевание новой более сложной еды. Стоит отметить, что наличие “пищевого интереса” гарантирует хороший аппетит и здоровое отношение к еде на всю жизнь пока еще маленького человечка

Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять ребенка поесть и пытаться его накормить, если он этого не желает и не просит сам. В этом процессе инициатива должна полностью исходить от самого малыша: он должен быть активным участником прикорма. Если же ЖКТ ребенка вполне готов к перевариванию взрослой пищи, но пищевого интереса как такового еще нет, то стоит повременить с введением прикорма до его появления

Стоит отметить, что наличие “пищевого интереса” гарантирует хороший аппетит и здоровое отношение к еде на всю жизнь пока еще маленького человечка. Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять ребенка поесть и пытаться его накормить, если он этого не желает и не просит сам. В этом процессе инициатива должна полностью исходить от самого малыша: он должен быть активным участником прикорма. Если же ЖКТ ребенка вполне готов к перевариванию взрослой пищи, но пищевого интереса как такового еще нет, то стоит повременить с введением прикорма до его появления.

Когда не следует начинать введение прикорма:

  1. Ребенок или мама болеет. В такой период гораздо важнее больше кормить ребенка материнским молоком, которое поможет обеспечить антивирусную защиту малыша.
  2. Переезд или смена обстановки. На адаптацию к новому месту ребенку следует выделить не менее двух недель.
  3. Выход мамы из декретного отпуска.
  4. Появление нового человека в жизни ребенка (например, няни).
  5. Активное прорезывание зубов.
  6. Стрессовая ситуация в семье, которую может спровоцировать ремонт, развод родителей и т. д.

Педагогический прикорм основывается на таких правилах

  • Малыш кушает только со взрослым человеком;
  • Ребенок употребляет пищу с интересом: если он тянется рукой к тарелке — предлагаем крохотный кусочек, перестает — обед для крохи закончен.
  • Вводим сражу же с первых дней прикорма плотную пищу — микродозы продукта.
  • Во время приема пищи на стол помещаем небольшое количество еды.
  • Грудное вскармливание остается приоритетным.
  • Даем еду с тарелки или из маминой руки, но никак не из поверхности стола. Учимся культуры питания с малых лет!

Педприкорм предусматривает ввод взрослых продуктов не раньше 5,5 месяцев. Первые порции равны щепотке. Начинать следует с монопродуктов, а через неделю увеличить их количество до трех. На время прикорма вся семья должна привыкнуть к новым кулинарным пристрастиям.

Никто не давит на ребенка, не указывает на количество потребляемой пищи и не настаивает скушать еще один кусочек. Малыш сам должен осознать значимость взрослой еды.

Те мамы, которые решились на педагогический прикорм, отмечают, что так докармливать намного проще и легче. На готовку и кормежку уходит меньше сил, времени, нервов и терпения. Им не нужно покупать горы баночек детского питания, взбивать, перетирать, уговаривать и в итоге доедать, выбрасывать.

Помните, что младенец не нуждается ни в каком докорме до 6 месяцев. Ему достаточно исключительно грудного вскармливания: прикладывание по требованию, достаточные ночные кормления, совместный сон мамы и грудничка, отсутствие пустышек и сосок.

Все детское питание, по мнению американского педиатра Р. Мендельсона, который написал книгу «Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам», предназначено для «искусственников» для более мягкой адаптации к взрослой еде. А груднички после маминого молока могут легко воспринимать свежую, обычную еду.

Перед введением прикорма малыша важно ознакомить с жизнью в кухне и поведением за столом. Если ребенок, младше 6 месяцев, тянется к чему-то на столе, это не значит, что он голоден. Он просто интересуется, подражает вам

Он просто интересуется, подражает вам.

Не стоит сразу же пытаться его накормить. Дайте ему все, что считаете безопасным, кроме еды. Всему свое время. Пусть ребенок пока наблюдает, за процессом готовки, поедания вами пищи, учиться вести себя правильно за обедом у вас на руках.

Когда следует вводить естественный прикорм ребенка?

Время приучения к незнакомой еде зависит от психологической и физиологической готовности ребёнка. Оптимальное время – от 6 месяцев, когда в организме сформировываются ферменты, способствующие перевариванию более жёсткой пищи. В это же время повышается вырабатываемый объём иммуноглобулина, препятствующий появлению аллергенов.

Если у младенца ещё не возник пищевой интерес к новой еде, есть смысл перенести введение прикорма на более приемлемое время

Важно знать, что нельзя заставлять ребёнка есть непривычную ему еду – закладывание пищевых привычек должно происходить само собой, иначе не пойдёт на пользу, а окажет негативное действие

Как выбрать правильное время для прикорма?

Введение прикорма в рацион ребенка – это важный этап его развития. Однако, чтобы прикорм был полезным и безопасным, необходимо выбрать правильное время для его начала. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам определиться с выбором времени для прикорма.

  • Возраст ребенка. Первые прикормы обычно начинают вводить в рацион ребенка в возрасте около 6 месяцев. В этот период ребенок уже достаточно сформирован и готов к новым продуктам.
  • Физические показатели. Посмотрите на физические показатели ребенка: вес, рост, развитие мышц и зубов. Если ребенок активно набирает вес, хорошо развивается и уже появились первые зубы, это может быть сигналом к началу прикорма.
  • Готовность ребенка. Наблюдайте за ребенком и оценивайте его готовность к прикорму. Если ребенок начинает интересоваться едой, пытается держать ее в руках и водит по губам, это может быть знаком того, что он готов к новым продуктам.

Выбор правильного времени для прикорма – это индивидуальный процесс

Каждый ребенок развивается по-своему, и важно учитывать его особенности и потребности. Помните, что прикорм должен быть постепенным и вводиться только после консультации с педиатром

Педагогический подход к прикорму

Педагогический подход к прикорму является одним из ключевых аспектов в воспитании и развитии малышей

Важно понимать, что прикорм – это не просто процесс кормления ребенка, а целый комплекс мероприятий, направленных на формирование правильных пищевых привычек и развитие полноценного пищевого поведения

Основные принципы педагогического подхода к прикорму следующие:

Индивидуальный подход – каждый ребенок уникален и имеет свои особенности. Педагогический подход к прикорму должен учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого малыша

Постепенное введение новых продуктов – важно не перегружать организм ребенка новыми продуктами сразу. Педагогический подход предполагает постепенное введение новых продуктов в рацион ребенка, начиная с небольших порций и увеличивая их постепенно

Обучение правильным пищевым навыкам – ребенок должен учиться правильно есть, использовать столовые приборы, сидеть за столом во время приема пищи. Педагогический подход предполагает обучение малыша этим навыкам с помощью постоянного примера и поддержки со стороны взрослых.
Формирование положительного отношения к пище – педагогический подход к прикорму направлен на создание положительного отношения ребенка к пище. Для этого важно создавать комфортные условия для приема пищи, предлагать разнообразные и вкусные блюда, поощрять ребенка за правильное питание.

Все эти принципы педагогического подхода к прикорму помогают ребенку развить здоровое и гармоничное отношение к пище, а также сформировать правильные пищевые привычки, которые будут сопровождать его на протяжении всей жизни.

Когда педприкорм неприемлем

Однозначными противопоказаниями к педприкорму могут послужить органические нарушения у малыша: неспособность глотать, пережевывать пищу, неспособность самостоятельно поддерживать сидячее положение тела, или ряд других неврологических проблем.

Причиной для временного прекращения прикорма в любой форме может стать пищевая аллергия, или непереносимость к новому продукту. На период лечения аллергии стоит ограничить прием любых новых продуктов, чтобы не вызвать параллельной аллергической реакции. То же касается непереносимости, проявившейся через вздутие, колики, диарею: строгая диета и лечение по назначениям педиатра.

Психологическим фактором, не способствующим педагогическому прикорму, могут стать натянутые отношения между членами семьи. Совместная трапеза в таких случаях часто превращается в полигон. Ребенок получает в таком случае не пользу, а отвращение к еде, искаженное представление о человеческих отношениях. Если нет возможности кардинально исправить ситуацию, то лучшим выходом станут уединенные трапезы матери и ребенка, но по всем правилам общего стола.

Нормы ВОЗ по введению прикорма малышам

Для обеспечения наилучшего роста, развития и здоровья младенцев в течение первых шести месяцев жизни они должны находиться исключительно на грудном вскармливании, то есть получать только грудное молоко. “Исключительно грудное вскармливание” подразумевает исключение из рациона младенца любой другой пищи и напитков, даже воды, помимо грудного молока.

Возраст 6-8 месяцев

Способ приготовления пищи: жидкая каша, тщательно протертая пища. В дальнейшем, кормить обычной пищей для всей семьи в протертом виде.

Частота кормлений: 2-3 раза в день плюс частое кормление грудным молоком.

Количество в каждый прием пищи: начинать с 2-3 полных столовых ложек, постепенно увеличивая до половины чашки/миски в 250 мл.

Возраст 9-11 месяцев

Способ приготовления пищи: мелко порезанная или протертая пища, а также пища, которую ребенок может взять рукой.

Частота кормлений: 3-4 кормления плюс кормления грудным молоком. В зависимости от аппетита ребенка можно предложить 1-2 легкие закуски.

Количество в каждый прием пищи: половина 250 мл чашки/миски.

Возраст 12-23 месяца

Способ приготовления пищи: обычная пища для всей семьи, порезанная или протертая при необходимости.

Частота кормлений: 3-4 кормления плюс кормления грудным молоком. В зависимости от аппетита ребенка можно предложить 1-2 легкие закуски.

Количество в каждый прием пищи: от 3/4 до полной 250 мл чашки/миски.

Примечание: если ребёнок не находится на грудном вскармливании, он должен получать дополнительно 1-2 чашки молока в день и 1-2 приема пищи в день.

Подводя итог данной статьи, хочется сказать, не стремитесь вытеснить грудное вскармливание прикормом, не старайтесь во что бы то ни стало «впихнуть» в ребёнка еду, всё добровольно и по желанию! Тогда у малыша с едой сложатся интересные и приятные отношения!

Педагогическая форма прикорма

Данный вид прикорма также имеет различные варианты и, по сути, является способом знакомства ребенка с пищей общего стола. Он больше подходит грудничкам, которые в любое время могут заесть взрослые продукты грудным молоком, дополучив необходимые нутриенты вдобавок к тем микродозам, что получены от новых продуктов.

Суть его в том, чтобы не заменять кормления грудью (или смесью), а дополнять их новыми продуктами, которые ребенок сам берет из тарелок родителей. Таким образом он знакомится с взрослой пищей и новыми вкусами, объемами и консистенциями, что прививает ему новый вкус и учит жевать и глотать пищу. Это же помогает научиться кушать самостоятельно, изначально руками, а только затем приборами. Он во всем копирует поведение родителей, и, видя, как те поглощают пищу, он таким же образом начинает копировать их пищевое поведение. То есть пищу он ест тогда, когда полностью готов к прикорму, и не когда решили светила медицины, разработавшие стандартные схемы.

Первая ложка

Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки

Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

То ли просто, то ли сложно

В интернете можно найти очень подробные схемы и описания того, как правильно вводить педагогический прикорм

Такие детальные описания годятся для тревожных мам, которым очень важно точно знать “сколько вешать в граммах”, однако сводят на нет всю идею педприкорма. Напомним, он был придуман как система, “наиболее приближенная к природным условиям”

Поклонники естественного родительства в качестве примера часто обращаются к диким африканским племенам или к гипотетическим нашим далеким предкам, а они вряд ли отмеривали в граммах количество еды, которую стоит дать ребенку.

Итак, если отбросить точнейшие схемы, получится довольно простая в реализации система прикорма. Выглядит она примерно так:

Чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к пище, маме стоит брать малыша за общий стол при любом удобном случае. При этом нужно соблюдать и правила безопасности – ничего обжигающего в зоне досягаемости ребенка, никаких потенциально опасных для него продуктов или предметов.В идеале, еще во время беременности семейный рацион лучше сделать более здоровым, убрав из него откровенные вредности. Если это нереально, то просто не ешьте вредные продукты в присутствии ребенка. Безусловно, рано или поздно он все равно откроет для себя чипсы, сосиски и всё остальное. Но лет до двух, а то и позже вполне можно убрать такие вещи подальше от подрастающего чада.
Собственно, сам прикорм можно начинать тогда, когда ваш малыш сам осознанно потянется к еде. Это называется “пищевой интерес”. Обычно он появляется в 4-6 месяцев, иногда – немного позже.В некоторых статьях рекомендуют не давать ребенку ничего нового из продуктов до появления первого зуба. Данная рекомендация не всегда оправдана, так как пищевой интерес может начаться в 5 месяцев, а зуб прорезаться – ближе к 9. Ждать в этом случае нет никакого смысла.
Если ребенок проявляет интерес к вашей еде, то можно начать давать ему так называемые “микродозы”. Это кусочек продукта размером примерно с рисинку или спичечную головку. На первом этапе педприкорма малыш получает именно такие маленькие дозы, которые легко перевариваются в его организме. Со временем количество еды увеличивается, но достаточно постепенно.
Помните, что любая еда, кроме грудного молока – новая для ребенка. Поэтому сразу пытаться дать значительное количество продукта не стоит. Максимум для первого раза – три микродозы, затем необходимо наблюдать, как организм реагирует на продукт, нет ли аллергии, расстройства желудка, запора, поноса и так далее

Обычно всё проходит хорошо (ведь микродозы очень маленькие), но иногда бывают и исключения, поэтому осторожность не повредит.
Существует ряд продуктов, которые вообще не стоит давать ребенку до года, а то и до трех лет. Это орехи (возможна аллергическая реакция вплоть до отека Квинке), мёд, грибы, соки, коровье молоко

Если какой-то продукт вызывает сомнение, не поленитесь уточнить, может ли он быть опасным для маленького ребенка.

Кстати, существует предубеждение, что при педприкорме детям не дают питания из баночек и вообще не применяют никаких норм и правил прикорма педиатрического. Это далеко от истины. Педагогический прикорм должен быть удобным для мамы и малыша. Поэтому вполне можно комбинировать как традиционные методики, так и педприкорм – в тех объемах, которые нравятся лично вам.

Мнение медиков

Большинство отечественных педиатров о педагогическом прикорме даже не слышали, поэтому рекомендуют придерживаться обычной схемы введения новых продуктов в рацион малыша

А известный детский врач Евгений Комаровский считает педприкорм не более чем фантазией мам-“естественниц”: “Когда сплошь и рядом ребенок отказывается от любой еды, кроме мамы, то приходится придумывать всякие ухищрения, дабы хоть как-то привлечь его внимание к другой пище”

При этом доктор подчеркивает, что не имеет ничего против этой методики, так как она совершенно безопасна для ребенка. Хотелось бы добавить, что безопасна лишь при разумном применении. Но об этом стоит поговорить подробнее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий