Неуверенный ребенок: как помочь ребенку стать увереннее

Говорить с собой уважительно

Иногда мы становимся для себя самыми беспощадными критиками. В голове могут крутиться такие мысли: «Все как-то странно смотрят на меня», «Меня все ненавидят» — хотя на самом деле это не так. Можно внушить себе, что недостаточно хороша (или хорош), и жалеть, что не родилась (родился) кем-то еще. Но правильнее научиться говорить с собой как с человеком, которого уважаешь.

Когда появятся негативные мысли, нужно нажать на «Стоп»:

  • Запишите грубые и жестокие слова, которые говорите себе, или обидные замечания, которые не выходят из головы.
  • Когда в следующий раз старая пластинка заиграет, мысленно нажмите на «Стоп». Скажите себе: «Я не буду разговаривать с собой в таком тоне».
  • Затем «отмотайте назад» и замените негативные утверждения на позитивные. «Моя семья любит меня», «Я забила гол на прошлой неделе, и вся команда мной восхищалась». Можно записать на «пластинку» простые фразы: «Я верю в себя», «Я заслуживаю уважения». Позитивные мысли придадут сил и наполнят оптимизмом.
  • Проигрывайте в голове новые мысли и возвращайтесь к ним каждый раз, когда захочется заняться самобичеванием.

Причины низкой самооценки у ребенка

Существует несколько основных причин, по которым у малыша формируется недостаточно высокое мнение о себе.

Неконструктивная критика

Родители обращают внимание только на промахи и ошибки ребенка, совершенно не замечая его успехов и достижений. При этом они критикуют малыша, но не пытаются разобраться, почему он допустил ошибку и как можно ее исправить

Сравнение с другими детьми

Родители часто приводят в пример более успешных детей, говоря своему отпрыску, что он не дотягивает до их уровня. Со временем он начинает считать себя неудачником.

Чрезмерная опека. Родители постоянно опекают малыша, не давая ему и шагу ступить самостоятельно. От этого он начинает чувствовать себя беспомощным и ни на что не способным.

Публичные замечания. Любые замечания нужно делать ребенку наедине, а не в присутствии других людей. Публичная критика, ругань и обвинения, даже справедливые, больно бьют по самооценке.

Навешивание ярлыков. Нельзя навешивать на малыша словесные ярлыки, например «плакса», «неряха», «лодырь». Они тоже сильно снижают самооценку.

Как повысить самооценку ребенку

Формирование самооценки начинается задолго до подросткового возраста, однако с 10–11 лет происходит активное становление личности: у ребенка появляется интерес к самому себе, своим возможностям, способностям, умениям. В этом возрасте очень полезно начинать работу над самооценкой.

Поднять самооценку и помочь ребенку стать уверенным в себе помогут практические советы родителям.

Любите малыша и принимайте его таким, какой он есть. Выражайте свою любовь вербально и невербально: говорите теплые слова, обнимайте, целуйте. Делайте это просто так, без всяких причин.
Хвалите его за конкретные действия, например за то, что убрал в комнате, самостоятельно собрал портфель и пр. Не бойтесь перехвалить.
Когда вы ругаете малыша, ругайте его за конкретные поступки, а не просто так. Он должен понимать, что ваше недовольство направлено на его действия, а не на личность.
Любая критика должна быть конструктивной. Никогда не унижайте малыша, не называйте его глупым, тупым, никчемным. Этим вы только внушите ему, что он ни на что не способен. Лучше подумайте вместе над совершенной им ошибкой и помогите найти способ исправить ее.
Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за успехи, подбадривайте, если он чего-то боится
Это добавит ему уверенности.
Акцентируйте внимание на сильных сторонах личности сына или дочери, а не на недостатках

Помогайте раскрывать таланты, не ругайте за ошибки и промахи
Важно научить ребенка адекватно оценивать свои силы и возможности в той или иной сфере жизни. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе и придаст сил двигаться вперед.
Поощряйте малыша в достижении успеха, мотивируйте его на новые достижения, поддерживайте его уверенность в своих силах

Научите его достойно проигрывать и не воспринимать проигрыш как трагедию.
Развивайте у ребенка новые способности и навыки, которые помогут ему достичь новых высот. Это могут быть даже мелочи, например научиться выращивать цветы в горшках или ухаживать за домашним животным. Чем большего он сможет достичь, тем выше начнет сам себя оценивать.
Прививайте сыну или дочери ответственность. Для этого давайте возможность выбирать, как поступать в тех или иных ситуациях и самостоятельно отвечать за свой выбор. Начать можно с малого, например предложить малышу самому выбирать одежду для прогулки или игрушки, которые он хочет взять с собой в детский сад. Научившись самостоятельно принимать решения в мелочах, он сможет делать более сложный выбор.
Не решайте за ребенка проблемы, которые он может решить сам. Найдя выход самостоятельно, он почувствует гордость за себя и обретет уверенность в своих силах.
Учите сына или дочь заботится о себе, ценить свое физическое и психическое здоровье, выстраивать личные границы, преодолевать застенчивость в отношениях с другими людьми.
Поощряйте любознательность малыша, пусть он пробует себя в разных видах деятельности – спорте, искусстве. Это поможет ему получить разнообразные знания и умения и понять, чего он хочет на самом деле.
Время от времени просите у ребенка совета, как у равного или старшего. Дайте ему почувствовать себя значимым и нужным.

Работа над самооценкой ребенка может оказаться непростым делом, однако она стоит того, чтобы ей заниматься. Адекватное восприятие самого себя, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности и не давать себя в обиду – важные качества, которые помогут человеку лучше устроиться в жизни.

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Коррекция самооценки у детей в начальной школе

Поднять самооценку помогут 8 простых правил.

Одним из главных правил психологи считают необходимым исключить навязывания других детей в качестве примера. Это позволит детям правильно развиваться и легко выстраивать социальные связи.
Ребёнок чувствует себя более комфортней, когда примером служат его успехи в сравнении с его же достижениями на более раннем этапе. Дети сосредотачиваются на своём развитии, своих успехах. Они начинают воспринимать окружающих людей, как источник поддержки, а не критики.
Собственная оценка, сделанная публично – это, как правило, тяжёлый опыт для детей

Ребенку в это время очень нужна помощь в преодолении внутренних барьеров.
Большую роль в младшем школьном возрасте оказывает помощь взрослых в осознании детьми важности сторонней оценки их деятельности, развитии уважения к критическим замечаниям.
Адекватное восприятие неудач – ещё одна задача, которую родители должны помочь решить ребёнку. Важно научить его понимать, что периодические неудачи — это нормально

Главное извлечь из них пользу и ценный опыт.
Хвалить нужно вовремя и к месту. Ошибочно думать, что с помощью похвалы мы всегда лишь повышаем самооценку ребенка. Дети хорошо чувствуют фальшь и неискренность. Если они поймут, что их высокая оценка далека от правды, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах. Скорректировать самооценку у таких детей станет сложно в дальнейшем.
Развивайте сильные стороны у ребёнка. Не нужно убеждать ребёнка стремиться быть лучше всех
Помогите ему разобраться с тем, что нравиться делать ему и уделите внимание развитию именно этой способности. Не обязательно быть успешным именно в математике или физике
Хорошее умение разбирать и собирать велосипед или плавать, помогут ему быть уверенным в себе ничуть не хуже.
Всемирно известный педагог, врач и писатель Януш Корчак сказал: «Детей нет, есть люди». Родители не должны забывать об этом и не позволять себе ничего такого в отношении детей, чего бы они не позволили в отношении взрослых людей.

Коррекция самооценки — это та работа, которой необходимо постоянно заниматься в любом детском коллективе. Психика у детей в младшем школьном возрасте очень подвижна, ей свойственна большая гибкость, что позволяет производить корректировку их самооценки без особых трудностей. Но если её отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

Определить жизненные ценности

Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ориентиры могут быть связаны с другими людьми и с разными сферами жизни. Например:

  • семья
  • вера
  • друзья
  • культура
  • образование
  • спорт
  • город
  • музыка
  • животные
  • искусство
  • окружающая среда

Иногда жизненные ценности отражают качества, которые человек хотел бы иметь и проявлять:

  • доброта
  • надежность
  • трудолюбие
  • верность
  • мастеровитость
  • энергичность
  • нежность
  • независимость
  • готовность помочь
  • творческая жилка
  • честность

Назвать свои ценности непросто, но уже сейчас стоит спросить себя: «Что или кто имеет значение для меня? Что больше всего меня заботит?».

Главное не путать уверенность с наглостью

Нередко родители путают уверенность и наглость ребенка. Эти понятия лишь частично схожи. Общим для них является достижение поставленных целей. Однако различие лежит именно в способах реализации.

Просто уверенный в себе ребенок будет добиваться всего честно. То есть, если он увидит, что сейчас невозможно что-то выполнить либо же не имеет смысла – ребенок может временно отступить от своего плана. Разумеется, его уверенность может слегка уменьшиться, но несущественно.

Наглый же ребенок отступать от намеченной цели не будет. И чтобы добиться желаемого, он будет плакать, бить посуду, сквернословить, подставлять других малышей, манипулировать всеми возможными ему способами. Выдавая желаемое за правду в глазах нужных ему людей, он будет добиваться своей цели.

Это совершенно аморальный способ поведения, который приведет к многочисленным конфликтам. Ведь мало кому понравиться такое воздействие на себя. Кроме того, всегда будет тот, кто даст отпор, а это уже чревато серьезными проблемами в отношениях не только с людьми, но и с самим собой.

Уверенность в себе и рефлексия

Человек — сложно устроенное живое существо, способное анализировать происходящее вокруг и адаптировать свое поведение под текущие нужды. Эволюционный механизм научил приматов выживать в сложных условиях путем взаимодействия с окружающим миром и планирования собственных действий. Этот механизм сохранился и не утратил свою роль. В сознании человека возникают отражения его поступков, мыслей и взглядов на мир. Такая психологическая особенность называется рефлексией.

Виды рефлексии:

  1. Ситуационная. Требуется для адаптации к определенным обстоятельствам. Субъект анализирует ситуацию и находит оптимальный способ решения проблемы. Такой вид рефлексии прочно связан с уровнем мотивации и самооценкой.
  2. Ретроспективная. Человек периодические вспоминает свои поступки и дает им свою оценку. Умеренная ретроспективная рефлексия помогает проводить работу над ошибками и менять свое поведение.
  3. Проспективная. Необходимо думать не только о прошлом, но и о будущем. Требуется анализ возможных действий для достижения результатов. Правильный анализ делает человека более уверенным в себе.

Внутренний взгляд индивида на себя, свою личность и качество собственных поступков имеет двоякое значение. Умеренная рефлексия развивает положительные качества, вроде собранности, эмпатии и сдержанности. Сниженная рефлексия является чертой чрезмерно уверенных в себе психопатов, способных нарушать законы и причинять другим людям боль без каких-либо угрызений совести. Другая крайность также является негативной чертой. Индивид становится зажатым, боязливым и неуверенным в себе. Люди с высокой рефлексией опасны в первую очередь для себя, поскольку это качество становится причиной неудовлетворенности и социальной неустроенности.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Опасность низкой самооценки

Пониженная самооценка приводит к развитию устойчивого комплекса неполноценности. Ощущая себя хуже других, такие дети постоянно испытывают неуверенность в наличии сил для решения тех или иных задач.

Если у ребёнка низкое суждение о себе, отсутствие веры в свои возможности, скорее всего, будет мешать ему, реализоваться как личности. Таким ребятам приходится испытывать постоянные трудности в общении с ровесниками, им мешает мысль о том, что с ними никто не хочет дружить.

В результате занижения своей самооценки детей могут ждать самые разные негативные последствия:

  1. Начинает снижаться эффективность учёбы. Если ребёнок постоянно ругает себя, считает себя не способным, ему не хватает ни сил, ни желания решать встающие перед ним задач.
  2. Теряется способность любить других людей. Нельзя любить другого, если нет здорового чувства любви к себе. Если становится непреодолимым путь к собственной значимости, теряется возможность уважать других.
  3. Снижается качество друзей. Парадоксально, но обычно такие дети выбирают в друзья тех, кто будет часто их критиковать. Потому что они видят себя именно такими, достойными критики. Ни на что не способными, никому не нужными.
  4. Приземистость цели. Дети с низкой самооценкой стараются не строить большие планы и не ставить перед собой высоких целей. Повышенная критичность к себе заставляет их ограничиваться решением самых простых задач.

Обратите внимание на себя

Помните о том, что дети следят за каждым вашим действием. Если вы сами неуверенный человек, как малыш узнает, что такое уверенность. Он должен видеть в родителях пример. Следите за вашим собственным поведением. Чем увереннее вы себя чувствуете, тем легче ребенку понять что это такое и как ему следует вести себя. Вы должны уметь принимать решения, быть ответственным и волевым человеком. Именно эти качество тогда и захочет забрать себе малыш.

У меня есть знакомый отец одиночка. Более неуверенного и слабого человека я еще не встречала, но все эти проблемы начались после ухода жены к более богатому мужчине. Его сыну шесть лет и он ведет себя точно так же, как и отец. И знакомый мне постоянно жалуется, что его сын размазня, нюня и совершенно ничего не может делать сам. Я посоветовала приятелю самому обратиться к специалисту, который поможет разобраться с его внутренними проблемами.

Через два года я встретила совершенно другого человека, который шел рядом с сыном и они весело что-то обсуждали. Я подошла поздороваться и была потрясена переменами в отце и сыне. Передо мной стояли уверенные, смелые, решительные и сильные мужчины.

Помните, что все ваши проблемы серьезно отражаются на детях. Не отбрасывайте свою жизнь с появлением детей в дальний ящик. Не переставайте заниматься собой, совершенствуйтесь, идите вперед и не останавливайтесь. Ведь вы для ребенка главный пример в жизни. Будьте таким человеком, которым ваше чадо сможет гордиться и захочет быть таким же.

Причины неуверенности

Каждый человек с самого детства хочет получить похвалу родных и близких, услышать поощрение и почувствовать признание, но на пути к этому он встречается с множеством трудностей, которые не всегда удается побороть. Если родители или близкие люди не помогают в критических или проблемных ситуациях, то человек начинает терять веру в себя, и становиться неуверенным.

Неуверенность в себе – это вера в то, что благодаря своим усилиям и стремлениям не получиться достичь желаемого результата. Детская неуверенность не выглядит чем-то страшным и опасным, но если над ней не работать, то во взрослом возрасте она может иметь катастрофические последствия для судьбы человека

Чтобы вырастить уверенную в себе личность, важно знать, какие шаги для этого стоит сделать и чем именно можно помочь ребенку

Чтобы разобраться в проблеме, стоит рассмотреть главные причины неуверенности в себе у детей.

  • Нехватка любви родных и близких. Если ребенку не хватает родительской любви, он инстинктивно считает, что и весь остальной мир относиться к нему также и сам, не желая того, отгораживается ото всех, становясь замкнутым, беспокойным и тревожным человеком.
  • Запугивания со стороны взрослых. Некоторые родители, не способные справиться с ситуацией, могут использовать такие устрашающие ребенка фразы, как «если не будешь слушаться, тебя заберут», «если будешь так себя вести, тебя украдет», и так далее. Это производит определенный эффект, но на подсознательном уровне формирует страх и панику у ребенка.
  • Отсутствие помощи и поддержки. На пути своего развития и роста, ребенок часто сталкивается с чем-то новым и необычным для себя, и не все задачи ему удается преодолевать. Если родители не оказывают помощи и не поддерживают малыша в трудную минуту, не успокаивают и не решают проблему с ним вместе, то у него формируется страх нового и неизведанного, он боится попадать в незнакомую среду, общаться с новыми людьми, что негативно сказывается на его психологическом состоянии.

Помимо основных причин, может возникать еще множество более мелких ситуаций, влияющих на уверенность в себе. Дети дошкольного возраста, как правило, не имеют ярко выраженных проблем с самооценкой, поэтому в группе все более-менее равны, но с переходом в школу ситуация резко меняется.

Родители должны обращать внимание на манеру поведения ребенка после школы, на его общее психологическое и физическое состояние. Если вовремя обнаружить проблему, ее можно безболезненно решить, тогда ребенок будет с радостью ходить в школу, посещать секции и кружки, наслаждаясь жизнью и общением со сверстниками

Как понять, что ребенок не уверен в себе

На это могут указать косвенные признаки, такие как:

  • малыш не смотрит в глаза при разговоре;
  • сутулится;
  • раздражителен в общении с другими людьми, недоверчив;
  • имеет фобии и ряд страхов;
  • рисует и пишет очень мелко, сильно надавливая на карандаш;
  • не может познакомиться первым, стеснителен;
  • испытывает страх перед начинанием новых дел;
  • не имеет своего мнения;
  • часто сердится при посторонних людях.

Что делать, чтобы помочь ребенку

Приведем некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию решительности детей 5-7, 8-9 лет.

  1. Движения с музыкой. Многие дети не любят танцевать, потому что считают, что не умеют, стесняются, не уверены в своих силах и думают, что будут выглядеть смешно. Достаточно организовать небольшой танец, выучить с ребенком простые движения и малыш будет чувствовать себя более комфортно.
  2. Занятия творчеством. Для развития решительности прекрасно подходят ролевые игры. Организуйте театральное представление с ребенком. Пусть сначала это будет театр теней, затем скромный пальчиковый театр, театр за ширмой, а потом можно перейти к костюмированному театру, где героем будет сам ребенок.
  3. Игра в слова. Предложите ребенку поиграть в слова на разные буквы алфавита. Но это будет не обычная игра! Слова должны обозначать положительные качества ребенка. Начните с себя: “Т” – трудолюбивая, терпеливая…а какой ваш ребенок? Организовывать такую игру можно как в старшем дошкольном, так и в школьном возрасте.

В старшем возрасте, 10-11 годах, с детьми можно использовать психологические тренинги, чтобы поднять самооценку. Дети более восприимчивы к словам и берут из них больший смысл. Способны к анализу своих действий.

Все проблемы самооценки ребенка идут из детства, если вовремя выявить, предупредить и выбрать правильный путь формирования личностных качеств детей, можно избежать множества вторичных проблем, вытекающих из недопонимания и помочь ребенку стать уверенным и иметь друзей.

Как воспитать уверенную в себе личность

Каждый родитель должен знать, как развить в ребенке уверенность. Формирование здоровой самооценки — это один из важнейших этапов в жизни. Без этого, родители не смогут вырастить полноценную, психологически устойчивую личность.

Благодаря уверенности в себе, дети не боятся брать на себя сложные задачи, учиться чему-то новому, рисковать, начинать все с нуля.

Если родители заметили, что у их детей низкая самооценка, стоит обращаться к психологам и ознакомиться с правилами, которые помогут узнать, как сделать ребенка уверенным в себе. Нужно следовать рекомендациям психологов, чтобы укрепить результат.

Способы повышения самооценки, советы родителям

Существуют определенные правила, которым нужно следовать в воспитании. Они помогут тем, кто не знает, как правильно привить ребенку уверенность в себе.

  1. Нужно любить ребенка таким, какой он есть, и помогать становиться лучше. Родители не должны замечать в малыше внешние недостатки, не указывать на них, но помогать решать проблемы. К примеру, у подростка появилась угревая сыпь. Нужно вместе с ним пойти к косметологу для подбора лечения. Так стоит поступать и при любой другой проблеме, сразу обращаться к специалистам.
  2. Быть справедливыми и честными. Не нужно говорить, что он самый красивый, умный. Это может придать высокомерие, что очень отталкивает. Такой подросток будет испытывать сложности в выстраивании отношений со сверстниками, может пойти на все, чтобы доказать свое превосходство. В случае проигрыша, он почувствует себя самым несчастным. Лучше хвалить за достижения, не преувеличивать. Тогда сформируется здоровая самооценка.
  3. Не стоит сравнивать малыша с другими детьми. У него возникнет неприязнь к тому человеку, не захочется быть на него похожим. Скорее всего, ребенок сделает все наоборот.
  4. Нужно делиться с детьми своими проблемами. Тогда они поймут, что жизнь — это не вечный праздник, научатся адекватно воспринимать неудачи, опираясь на родительский опыт.
  5. Не следует ругать детей за ошибки. Они должны понимать, что ошибаться — это нормально. Боязнь допустить ошибку влечет за собой потерю уверенности в себе, отсутствие желание что-либо делать.

Советы психологов станут актуальными для тех, кто не знает, как помочь ребенку обрести уверенность в себе. Главное, запастись терпением, тогда получится вырастить человека с адекватной самооценкой.

Как повысить самооценку подростку должны знать родители

Факторы риска

Существуют наиболее распространенные причины снижения самооценки, связанные с конкретными обстоятельствами. Обычно психологи во время консультации стараются исключить такие факторы:

Тревожный родитель, стремящийся к гиперопеке

Желание оберегать детей от любых невзгод продиктовано инстинктами и родительской любовью, однако во всем должна быть соблюдена мера. Дети следят за поведением своих родителей и на основании этого опыта формируют собственные личностные черты. Патологическая материнская тревога создает предпосылки для развития тревожности у индивида. Человек не учится самостоятельно принимать решение и справляться со сложностями.

Психологическое и физическое насилие — наиболее серьезный фактор риска

Проявляется избыточными наказаниями, попреканиями и критикой. Родитель не помогает детям восстанавливаться после стресса, а лишь усугубляет состояние. Часто матери и отцы, склонные к психологическому насилию, не видят в своем поведении ничего предосудительного.

Недостаточная социализация в раннем возрасте

Этот фактор риска обычно связан с гиперопекой и строгим воспитанием, когда родители из-за собственных страхов и неуверенности в себе запрещают детям видеться со сверстниками. Индивид не получает необходимого опыта для развития самооценки.

Невозможность соответствовать родительским ожиданиям

Детей постоянно упрекают в неудачах в учебе и других видах деятельности. Такая особенность воспитания часто связана с тем, что родитель пытается реализоваться за счет социальных успехов детей. Характерно для нарциссических матерей и отцов.

Социальные неудачи

Межличностные взаимодействия в детском саду и школе не идеальны. Дети могут быть жестокими, насмешливыми и равнодушными. Плохие отношения в коллективе лишь закрепляют патологические черты личности.

Еще одним немаловажным фактором риска является неблагоприятное соматическое состояние. Хронические заболевания приводят к развитию разных психических нарушений, включая тревожность и депрессию. Особенно тяжело приходится детям-инвалидам, поскольку уже в раннем возрасте они осознают свои ограничения. Вырасти уверенным в себе можно путем устранения основных факторов риска.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий